Теория речевых жанров в подходах разных авторов
Универсум речи не образуется ни словами, ни предложениями, он образуется высказываниями. Структура вопроса как грамматическая, так и смысловая отличается от доноса и т.д. Фонемы, морфемы, слова и предложения – единицы абстрактные, «мертвые». Живая речь складывается из актов, структура которых обусловлена их прагматической функцией.
Билет №20 Теория речевых актов. Правила, регулирующие процесс общения (по П.Грайсу,Р Лакофф, Дж. Личу). Правила, регулирующие процесс общения (по П.Грайсу,Р Лакофф, Дж. Личу). Максимы(поДж.Личу): 1) Максима великодушия, паритета. Предохраняет собеседника от излишнего доминирования в коммуникации. 2) Максима одобрения. Максима позитивности в оценке других. 3) Максима скромности (неприятия похвал в свой адрес). Нормальная самооценка не должна отклоняться от некоторого этического стандарта. 4) Максима согласия (неоппозиционности). 5) Максима симпатии (благожелательности) Постулаты Грайса: 4 основных постулата и 4 категории. · Категория количества: связана с тем кол-вом информации, которую необходимо передать. Реализуется в постулате: Твое высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется для достижения целей диалога. · Категория качества: старайся, чтобы твое высказывание было истинным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований, что считаешь ложным. · Категория отношения: не отклоняйся от темы. · Категория способа, касается того, как говорить: Выражайся ясно. Избегай неоднозначности. Будь краток. Избегай непонятных выражений. Будь организован. Теория речевых актов
Билет №21 Образ автора как характерная черта разных функциональных стилей и жанровых форм.
|