Релятивы
В качестве реплик диалога в разговорной речи широко используются релятивы. Под релятивами понимаются слова, употребляющиеся с общим значением реакции на слова собеседника или ситуацию. Релятивы не обладают четкой категориальной природой, в их состав могут входить частицы, междометия, модальные слова. Релятивы объединяют большой класс слов: все виды приветствия - здравствуйте, прощайте, этикетные слова спасибо, пожалуйста, различные типы согласия / несогласия, положительной, отрицательной оценки и т.д. В разговорной речи релятивы разнообразнее и употребительнее, чем в кодифицированном и литературном языке. К числу релятивов относятся такие слова и сочетания, как здравствуйте, ну прямо, больно надо. Все они выражают значение несогласия, активно используются в разговорной речи. Но несмотря на общую семантику несогласия, каждое из сочетаний обладает смысловой и функциональной спецификой. В Малом толковом словаре релятиву здравствуйте приписываются значения удивления, недовольства. Действительно, данное слово может выражать удивление, вызванное ситуацией, несоответствующей ожиданиям говорящего: "Ты знаешь, Иван женится. - Здравствуйте". Оно также может выражать недовольство: "Я не пойду с тобой. - Здравствуйте. Мы же договорились". Но помимо этих значений данный релятив еще обладает значением несогласия с мнением собеседника: "Сегодня прекрасная погода! - Здравствуйте". Антропоцентризм — то направление, которое делает акцент исключительно на поиске системных свойств, отражающих человеческое поведение, в том числе и речевое. Понимание антропоцентризма в лингвистике как проявление «человеческого фактора» в языке стало достаточно распространенным,особенно в связи с развитием психолингвистики и прагмалингвистики. Этим термином обозначаются два круга явлений — система понятий, отражающих сферу деятельности человека, включая политическую деятельность, и система анализа текстов (высказываний) с точки зрения коммуникативного процесса — анализ интенций говорящих при создании высказываний и интерпретаций этих высказываний слушающими. Если в первом случае лингвистический анализ (в том числе и семантический) связан с выделением ограниченной единицы, то во втором случае единицей считается такое сложное явление, как коммуникативный акт, т. е. некоторая модель или схема организации человеческого общения. Кристаллизация антропоцентрически ориентированных систем анализа в обоих случаях связана с проблемами интеракции, т. е. взаимоотношения языка, сознания и речевого общения.
|