III. Восприятие ученого материала
1. Эвристическая беседа. Развиваем коммуникативную компетентность учащихся: - В чём видит свой долг Тарас? (В служении отечеству и православной вере «Он считал себя законным защитником православия» – 1 гл.). - Вспомните сцены, в которых показаны самые напряжённые моменты жизни Тараса. - Какое впечатление произвела на вас речь Тараса о товариществе? - «Дай Боже… чтоб таких полковников было побольше на Украине!» – говорит о Тарасе Касьян Бовдюг. Покажите, как Гоголь раскрывает полководческий талант Тараса. («Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепостей, – род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда всё было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того чтобы ободрить и освежить их, – знал, что и без того крепки они духом, – а просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце». В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: «А что, паны… – есть ещё порох в пороховницах?»). - Кошевой встречал новичков в Сечи словами: «Здравствуй! Во Христа веруешь?» Тарас в сцене угощения казаков (VIII гл.) предлагает: «…выпьем наперёд всего за святую православную веру…». Как православие Тараса и запорожцев сочетается с их удалью и широтой разгула? (Православная вера – основа самого существования Сечи. Любовь к ближнему, к своим братьям движет казаками, когда они отправляются в поход в защиту гонимых православных христиан, когда остаются под стенами Дубно с целью выручить друзей из польского плена, когда бросаются вслед за татарами, пленившими казаков). 2. Слово учителя: – Само обращение Тараса к запорожцам – «паны братья» – напоминает обращение «мужи братия» в книге Деяний Апостольских. Духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщине, но побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты. «Узы этого братства, – писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях», – для него выше всего, сильнее любви… умирающий казак лежит среди… девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув ещё раз на своих товарищей… Увидевши их, он насыщается и умирает». Таким же утешением – от близости родного человека и от сознания исполненного долга – «насыщается» и Остап в свои предсмертные минуты. 3. Работа с текстом. Работа в группах (по содержанию X–XI глав): Какая самая высокая похвала есть у Тараса для собственных сыновей? (Добрый козак).
4. Работа с текстом: выразительное чтение учащимся эпизода о гибели Тараса . 5. Беседа по прочитанному. Развиваем коммуникативную компетентность учащихся: - Каким мы видим Тараса в сцене казни? (Здесь весь Тарас с непоколебимой стойкостью, с презрением к смерти: «…думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная вера!»). - Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса: «выпала люлька с табаком», «належала ватага, схватила под могучие плечи», «не старость была виною», «сила одолела силу». Что они говорят об отношении писателя к Бульбе? (Автор любит своего героя и гордится им; о как бы оправдывает пленение Тараса, говорит о случайности происшедшего, о достойном сопротивлении старого казака; стиль автора уподобляется описанию былинного богатыря). - Как в Тарасе воплотились типичные черты запорожца. Какой вывод делает писатель? (Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типичные черты запорожца. Писатель, подводя итог жизни и смерти своего героя, не случайно говорит: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!») - Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем? Почему?
|