II. Формирование умений и навыков
1. Работа с текстом: дать характеристику литературному герою: · Берман: ему за 60, «борода у него, как у скульптуры Микеланджело «Моисей», кольцами спускалась с его головы сатира на тело карлика», неудачник в искусстве, пассивный мечтатель, болтун, «ворчливый дедок», «издевался по поводу всякой деликатности», добровольный «сторожевой пес» юных подруг-художниц, «не прекращал болтовни о будущем шедевре» (благодаря которому «мы все отсюда выберемся» – щедрый во всей полноте этого слова), «слишком много пил», «с красными глазами, которые заметно слезились»... с ужасным немецким акцентом (!), мудрый, эмоциональный и снисходительный..., в старой синей сорочке, хороший актер (изображает для Сью «отшельника-золотоискателя»). · Комната Бермана о своём хозяине: тускло освещённая каморка внизу (подвальное помещение) – холодное и тёмное (поэтому и глаза красные от напряжения). · Джентльменство (см. предыдущий урок) Бермана. – Этот человек маленького роста был велик духовно. Как вы понимаете сравнение «голова сатира»? 2. Словарная работа: · Сатир – в древнегреческой мифологии низшее божество, существо с хвостом, рогами и козлиными ногами, развратный спутник бога вина и веселья; в переносном значении – развратный и лукавый человек (устар.). · Сатира – 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. Какое значение, по-вашему, выбрал автор? 3. Работа с репродукциями: Рассмотрите репродукцию скульптуры Моисея Микеланджело и найдите общее. Почему автор сравнивает Бермана именно с Моисеем? (Спаситель, избранный, добровольно принёс себя в жертву, образец для подражания...). 4. Формирование коммуникативной компетентности учащихся: 1). Чтение по ролям диалога Сью и Бермана. 2). Анализ реакции Бермана на услышанные проблемы Джонси: «шумно выказал свое пренебрежение, издеваясь над такими идиотскими россказнями». Разве ТАК нужно воспринимать услышанное, какие правила общения нарушил Берман? (Толерантность, терпимость, сдержанность, культуру речи и слушания). Согласны ли вы с Берманом, что прихоти Джонси, действительно, надуманные? (Их можно списать на состояние больной, хотя привязывать свою жизнь к случайности (пожелтелому 3). Другие персонажи о Бермане: Сью – «гадкий старый, болтун»; «одинокий, беспомощный». Доктор – «немощный». 5. Сравнение характеристики описаний автора, оценки других персонажей с поступком Бермана (немощный и беспомощный сделал то, на что были неспособны молодые и сильные). (Ирония в изображении Бермана).
Лист плюща – последний «тёмно-зелёный около стебля, но с желтизной тления и разложения по зубчатым краям» (зелёный - цвет надежды, жёлтый – света), а желтизна тления и разложения свидетельствует о его естественности и мастерстве художника-творца); нарисованный на уровне 20 футов от земли: Берман рисовал под пронизывающим ветром, под дождем и снегом на лестнице-стремянке – условия для творчества и для старого человека крайне неблагоприятные. Интересно знать: фут (от англ. - ступня) - мера длины в некоторых странах, которая колеблется от 28,3 до 32,48 см. Если взять за основу русский фут, который равен 30,48 см, то сколько будет 20 футов? (Немного больше 6 метров: вспомним, что герой был человеком маленького роста). 6. Эвристическая беседа – развиваем коммуникативную компетентность учащихся: - «Он храбро держался на ветке в двадцати футах от земли». – О ком идёт речь? Может ли лист плюща быть храбрым? (Персонификация); его нарисовал Берман, наделив своим волнением и чувствами в ночную непогоду. - Какие художественные приёмы использует автор? 7. Работа по теории литературы: · Ирония (от греч. - лукавство, представление, насмешка) - это насмешка, скрытая под внешне благопристойной формой. Это одно из средств иносказания, где ироническое высказывание скрывает другое значение, абсолютно противоположное сказанному («ворчливый дедок», «сторожевой пес» и др.). · Антитеза - противопоставление, одно из художественных средств изображения (сравним ворчливого Бермана из сырого и тёмного подвала, который возвращает надежду девушке ценой собственной жизни, создавая свой шедевр – последний листок). · Шедевр - произведение общепризнанное за образец, неповторимый (в тексте – рисунок листка («картина», сюжет и тему которой Берман вынашивал 25 лет) не имеет искусствоведческой ценности, но имеющий гораздо большую ценность: образцовый поступок преданности и милосердия). Каким искусством владел Берман? (Он был Человеком, а искусство его - милосердие, дружба, взаимопомощь). · Персонификация - перенесение на неживые предметы качеств живых. (Пневмония, плющ). · Гуманизм (человечность) - внимание к человеку, отношение к человеку как к высшей ценности. (В произведении – искусство быть человеком: жизнь Джонси для Бермана – высшая ценность, важнее, чем его собственное здоровье; Сью дни и ночи возле подруги, выносит ее прихоти и обиды во имя здоровья и жизни другого, отдаёт свой заработок. Что стоят деньги, если кто-то рядом умирает? Чего стоит тот листок бумаги с водяными знаками против человеческого милосердия и добра?). 8. Эвристическая беседа: - Случайно ли в произведении плющ старый и Берман тоже старый? (Плющ не выдержал ветра, а человек способен преодолеть и погоду, и старость, и безнадежность...). - Как иначе можно было назвать произведение? Почему же автор назвал новеллу именно «Последний листок»? (Вспомните слова Сью: «Какое отношение имеют листья старого плюща к твоему выздоровлению?»). - Как идея произведения перекликается с названием? (последний листок плюща, последнее произведение художника, последняя ночь, последняя надежда... - лист ассоциируется с ростком, с чистым листом бумаги или полотна для картины, новой страницей в жизни («с чистого листа», «перевернуть этот лист»). Листок плюща: искусство, любовь и борьба за жизнь, самопожертвование, совесть. – Идея произведения - готовность к самопожертвованию во имя другого: умение увидеть потребность другого в помощи и умения помочь (не пафосно и показательно, а искренне и незаметно). 9. Круглый стол: Созвучны ли идеям произведенияслова французского писателя Оноре де Бальзака «Два человека могут спасти друг друга там, где один гибнет»? Докажите это примерами из текста О’Генри.
|