Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-699-13728-9




 

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной

психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор

актуальны. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный

американский философ С. Тулмин назвал его Моцартом в психологии. Работая в сложных условиях, за

очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию,

детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию

и педагогику.

Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его

школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России.

Именно для них и была подготовлена эта книга.

Новое издание трудов Л.С. Выготского подготовлено с учетом замечаний и пожеланий коллектива

преподавателей психологического факультета МГУ. Сюда включены все работы, входящие в учебные

планы и необходимые в учебном процессе; все, что рекомендуют преподаватели. Настоящее издание

дополнено редкими и уникальными материалами, не вошедшими даже в известное шеститомное собрание

сочинений Выготского.

В этой книге объединены работы по общей психологии, во вторую войдут труды по возрастной и

педагогической психологии.

ББК 88.4

ISBN 5-699-13728-9

© ГЛ. Выготская, Е.Е. Кравцова, 2005

© Составление. Вступительная статья. A.A. Леонтьев, 2005

© Оформление. А. Бондаренко, 2005

© ООО «Издательство «Эксмо», 2005

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-2

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

3-

Электронное оглавление

Электронное оглавление............................................................................................................3

Предисловиеl.................................................................................................................................4

Исторический смысл психологического кризиса ...........................................................11

1...............................................................................................................................................................................11

2...............................................................................................................................................................................13

3...............................................................................................................................................................................16

4...............................................................................................................................................................................18

5...............................................................................................................................................................................20

6...............................................................................................................................................................................27

7...............................................................................................................................................................................28

8...............................................................................................................................................................................36

9...............................................................................................................................................................................44

10.............................................................................................................................................................................51

11.............................................................................................................................................................................55

13.............................................................................................................................................................................60

14.............................................................................................................................................................................64

16.............................................................................................................................................................................79

Библиография ............................................................................................................................87

СОДЕРЖАНИЕ..........................................................................................................................89

 

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-3

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

4-

Предисловиеl

Двадцатый век в России богат мыслителями мирового уровня. Это Владимир Иванович Вернадский,

создатель концепции ноосферы. Это Павел Александрович Флоренский, Михаил Михайлович Бахтин,

Густав Густавович Шпет, Юрий Михайлович Лотман, Николай Александрович Бердяев. К этому списку

можно добавить и А.Ф. Лосева, и Н.О. Лосского, и A.A. Ухтомского, и P.O. Якобсона. Такое созвездие

талантов сделало бы честь любой стране в любую историческую эпоху.

Лев Семенович Выготский органично вписывается в этот ряд.

Судьба его напоминает судьбы других людей из нашего списка. Конечно, он не погиб в заточении, как

Флоренский или Шпет, не был насильственно выдавлен в эмиграцию, как Бердяев и Лосский. Выготский

умер своей смертью в разгар стремительного творческого взлета, не имеющего аналогов в научных

биографиях других ученых. Может быть, ему и повезло — едва ли он пережил бы 1937 год, особенно если

учесть, что в конце 1936 года, после «судьбоносного» постановления ЦК ВКП(б) «О педологических

извращениях в системе наркомпросов», уже мертвый Выготский стал основной мишенью уничтожающей

критики — чего стоит хотя бы знаменитая брошюрка Е.И. Рудневой «О педологических извращениях Л.С.

Выготского». Большинство его книг было изъято, его имя вычеркивалось цензорами из корректур, а о

переиздании его трудов было смешно и думать. Как и об издании рукописей — а в их числе были такие

замечательные книги, как «Психология искусства»; «Исторический смысл психологического кризиса»,

«Орудие и знак в развитии ребенка» (перепечатываемые в настоящем томе); «Учение об эмоциях»; наконец,

небольшая, но переполненная мыслями работа «Конкретная психология человека» (она тоже вошла в наш

том). Все это сейчас доступно читателям, хотя многие рукописи Выготского и разбросанные по

малоизвестным журналам и сборникам его публикации до сих пор малоизвестны или совсем неизвестны.

1 В основу настоящего предисловия положен текст статьи: A.A. Леонтьев. Ключевые идеи Л.С. Выготского

— вклад в мировую психологию XX столетия. // Психологический журнал, 2001, том 22, №4.

1956 год принес Выготскому восстановление его реального места в советской психологии, а затем

мировую известность. В гуманитарных науках едва ли применим распространенный в науковедении

критерий «индекса цитирования»: но если бы был проделан под этим углом зрения анализ психологических

публикаций на Западе в последние десятилетия истекшего столетия, мы бы увидели, что даже в «закрытой»

от европейской (не говоря уже о советской) психологии Америке считалось неприличным для психолога,

занимающегося детской, педагогической, да и общей психологией, не упоминать имя Выготского. Другой

вопрос, что Выготский воспринимался на Западе, особенно в США, не совсем таким, каким он был на самом

деле. Его усердно перекрашивали то под необихевиориста, то под когнитивиста, то под экзистенциального

психолога...

Впрочем, вклад Выготского в психологию, да и в гуманитарные науки в целом, был столь велик и

многогранен, что у него можно было взять различные идеи, даже не очень нарушая целостность его

концепции. Так и произошло в последние десятилетия двадцатого века не только в других странах, но и в

нашей собственной стране. Книги о Выготском исчисляются сейчас десятками. Но в каждой из них он

рисуется иначе, так, как его воспринимает тот или иной автор. Выготский A.B. Брушлинского или Е.А.

Будиловой не слишком похож на Выготского в книгах В.П. Зинченко, A.A. Пузырея, Дж. Верча. М.Г.

Ярошевский или А. Козулин не сходятся в оценках с Я. Вальсинером. Н. Вересовым, А.Г. Асмоловым или

автором настоящих строк .

Поэтому, кстати, очень трудно писать о роли Выготского в мировой науке XX столетия: любое суждение

кому-то покажется субъективным и «партийным». Тем не менее нам хотелось бы в настоящей статье

попытаться выйти за пределы собственной интерпретации Выготского и его научного пути и выделить то,

самое главное, что не подлежит сомнению (а если кто-то и с этим не согласен, то это, как говаривал В.Б.

Шкловский, уже факт его собственной биографии, а не биографии Выготского).

1 Дадим здесь выходные данные наиболее доступных книг о Выготском (или частично посвященных ему),

выходивших в последние десятилетия на русском языке: Научное творчество Л.С.Выготского и современная

психология. М., 1981; Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968; Верч Дж.

Голоса разума. М., 1996; Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М., 1996; Зинченко В.П.,

Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994; Левитин К.Е. Личностью не

рождаются. М., 1990; Леонтьев A.A. Л.С.Выготский. М., 1990; Леонтьев A.A. Деятельный ум. М., 2001;

Морозов С.М. Диалектика Выготского. М., 2002; Пузырей A.A. Культурно-историческая теория Выготского и

современная психология. М., 1986; Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский в поисках новой психологии. СПБ, 1993.

В 2003 г. выходит из печати в издательстве «Смысл» «Словарь Л.С.Выготского».

Начнем с того, что Выготский был марксистом (как он сам говорил, материалистом в психологии), и это

в значительной мере определяло его научные взгляды. Когда мы говорим о марксизме Выготского, то

отнюдь не имеем в виду тот вульгаризованный псевдомарксизм, который, начиная с 1930 года, вошел в

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-4

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

5-

официальную советскую идеологию в качестве ее составной части (и «вершиной» которого была знаменитая

четвертая глава в сталинском «Кратком курсе»). Тот псевдомарксизм, который под именем «марксистско-

ленинской философии» пропагандировался академиками Юдиным и Митиным и преподавался в любом вузе

Советского Союза, не имел ничего общего с подлинной философией Маркса — и не случайно ранние

работы последнего, в том числе замечательные «Экономическо-философские рукописи 1844 года», стали

доступны широкому читателю только все в том же 1956 году... Нет, Выготский был подлинным марксистом-

диалектиком, объективно примыкая к группе А.М. Деборина, в 1930 году осужденной Сталиным за «правый

уклон» (тот же именитый автор приклеил деборинцам знаменитый ярлык «меньшевиствующих идеалистов»,

смысл которого так и остался непонятным).

Можно подумать, что таких марксистов в 20—30-х гг. было много. Конечно, людей, называвших себя

марксистами, хватало. Но образованными философами и психологами были единицы — большинство же

повторяло заученные формулы, не будучи в состоянии их осмыслить и успешно применять в конкретной

научной деятельности. (Выготский имел все основания заметить в «Историческом кризисе»: «Быть в

физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им».) Среди них можно, кроме

Выготского, назвать Павла Петровича Блонского (у которого Выготский учился в университете А.Л.

Шанявского); Сергея Леонидовича Рубинштейна, совершившего почти немыслимое — не зная

неопубликованных тогда (в 20-х годах) философских работ Маркса и Энгельса, он сделал самостоятельный

шаг от Гегеля к марксизму; Михаила Яковлевича Басова... И совсем не случайно именно эти имена —

Выготский, Блонский, Рубинштейн, Басов — мы называем, когда ищем истоки так называемого

деятельностного подхода в советской психологии. Впрочем, к этой группе психологов можно отнести в

известной мере и Дмитрия Николаевича Узнадзе, сформировавшегося (как и Рубинштейн) в идейном

пространстве Гегеля; И.В. Имедадзе убедительно показал, что все сущностные характеристики того, что

Узнадзе называл «поведением», идентичны тому, что российские психологи связывают с понятием

деятельности.

Впрочем, здесь не все научные биографы Выготского едины. Часть из них вообще не считает, что у

Выготского была идея деятельности, во всяком случае в той форме, в которой мы ее находим у А.Н.

Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, A.B. Запорожца (школа Выготского) или у С.Л.Рубинштейна.

Конечно, можно спорить о том, была ли «психологическая теория деятельности» А.Н. Леонтьева и его

сотрудников, а затем коллег, прямым продолжением и развитием деятельностных идей Выготского (хотя

изучение научных первоисточников убеждает нас, что была): но что такие идеи Выготский неоднократно

высказывал, совершенно несомненно — их можно проследить во всех основных работах Льва Семеновича, в

том числе и тех, которые печатаются в настоящем томе.

Эти идеи однозначно восходят к Гегелю и Марксу. Именно последнему принадлежит тезис о

«своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность

пассивному приспособлению животных к среде» (Л.С. Выготский. Собр. соч., т.1, с.75; далее ссылки на это

издание даются в тексте в следующем виде: 1,75). В полемике с Ж.Пиаже четко проводится мысль, что

Пиаже ошибочно выводит мышление и развитие ребенка «из чистого общения сознаний без всякого учета

общественной практики ребенка, направленной на овладение действительностью» (2,75). Особенно

характерна в этом отношении монография «Орудие и знак в развитии ребенка»: здесь уже употребляется

понятие деятельности. Ребенок, пишет Выготский, «вступает на путь сотрудничества, социализируя

практическое мышление путем разделения своей деятельности с другим лицом... Социализация

практического интеллекта приводит к необходимости социализации не только объектов, но также и

действий» (6, 31). И далее: «Собственная деятельность ребенка направлена на определенную цель...»

Наличие знака, речи позволяет «представлять в наличной ситуации моменты будущего действия...». Это

«создает условия для совершенно нового характера связи элементов настоящего и будущего, создает

совершенно новое психологическое поле для действия, ведя к появлению функций образования намерения и

спланированного заранее целевого действия» (6,49).

Итак, первое, что внес Выготский в советскую и мировую психологию, — это совершенно четкая

психологическая концепция деятельности.Еще раз подчеркнем: мы в настоящем предисловии не

затрагиваем дальнейшей судьбы этой концепции. Точно так же мы не утверждаем, что именно и только

Выготский разработал философскую концепцию деятельности как методологической основы советской

психологии: здесь приоритет, судя по всему, принадлежит Рубинштейну (хотя эти его соображения 20-х

годов остались тогда в рукописи или (статья 1922 года) были практически недоступны).1

Что касается структуры деятельности, то здесь представляет

1 См.: A.B. Брушлинский. С.Л. Рубинштейн — основоположник деятельностного подхода в современной

науке.// Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989; A.A. Леонтьев.

Деятельный ум. М., 2001.

особый интерес то, что Выготский писал об этапах порождения речи (и что дало нам основание говорить

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-5

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

6-

о нем как о «первом психолингвисте»)1.

Уже из приведенных слов Выготского из «Орудия и знака» видно, что его понимание деятельности

органично связано с идеей знаковости и определенной трактовкой психологической роли языка. В.В.

Давыдов был совершенно прав, когда подчеркивал, что нельзя понять происхождение деятельности

отдельного человека без раскрытия ее изначальных связей с общением и со знаково-символическими

системами. Что это невозможно, первым увидел именно Лев Семенович. И попытался построить такую

психологическую концепцию, где знак (слово), социум (общение) и деятельность выступили бы в

теоретическом единстве.

Это ему в большой степени удалось. В его подходе можно выделить несколько существенных моментов.

Первое: четкий анализ значения как психологического понятия.Именно у Выготского понятие

значения, до тех пор существовавшее лишь в пространстве логики, лингвистики и семиотики, выступило как

равноправное в системе понятий общей психологии и психологии развития.

Второе: динамический, процессуальный характер значения.Значение выступает у Выготского как

«внутренняя структура знаковой операции» (1, 160), как путь от мысли к слову и т.д.

Третье: понятие предметного значения.Оно едва ли не первым очерчено именно Выготским — хотя

аналогичные мысли есть у Рубинштейна, Узнадзе, Леонтьева, но они относятся к более позднему времени.

Четвертое: смысловое строение сознания.(Понятие смысла выступает здесь у Выготского как «то, что

входит в значение (результат значения), но не закреплено за знаком» (1,165)).

Пятое: социальная природа значения (знака).«...Всякая символическая деятельность ребенка была

некогда социальной формой сотрудничества» (6,56).

Шестое: знак, значение как единство общения и обобщения.

Седьмое и самое главное: то, что слово и действие объединены в единую психологическую систему.

Как именно они объединены, Лев Семенович показывает на материале детской игры. (См. его «записки-

конспект» об игре, опубликованный Д.Б. Элькониным в его книге 1978 года «Психология игры» и

перепечатанной в настоящем томе). Если попытаться кратко сформулировать его позицию, она такова:

появление языка (речи) перестраивает систему отображения предмет-

1 См. A.A. Леонтьев. Лев Семенович Выготский как первый психолингвист. // Известия Академии

педагогических и социальных наук. Вып.1. Проблемы современной психологии. М. — Воронеж, 1996.

ного мира в психике ребенка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый

принцип в организацию сознания. Предметность восприятия прямо детерминирована языком (речью). С

одной стороны, построение человеческого сознания связано с развитием орудийной деятельности. Но, с

другой стороны, на базе словесных значений, становящихся предметными, возникает система смыслов,

которая непосредственно и конституирует сознание. При этом слово биполярно ориентировано, оседая

значением в мысли и смыслом в вещи. Благодаря этому возможно оперирование «чистыми значениями» вне

непосредственного практического действия, т.е. мышление, вообще теоретическая деятельность.

Итог: в основе нового способа оперирования с вещами, предметами лежит словесное значение, слово как

орудие социального контакта, общения. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без

опоры на реальные свойства вещей.

Харьковские ученики сочли эту концепцию «словоцентричной», и в принципе они были, видимо, правы.

Расхождение «харьковчан» с Выготским было четче всего сформулировано А.Н. Леонтьевым в недавно

опубликованной рукописи «Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского» («Вопросы

психологии», 1998, №1): «...положение Л.С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения

ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его внешней действительности,

необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к

объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения» (с. 122).

Описанное выше понимание Выготским роли языка (знака) в становлении человеческого сознания и

деятельности реализует его более общий тезис о культурно-исторической природе человеческой

психики.(Здесь хотелось бы подчеркнуть, что сам термин «культурно-исторический» может употребляться

и употребляется двояко. Во-первых, для обозначения определенного периода в развитии взглядов

Выготского и его школы — того периода, к которому относится статья Льва Семеновича. «Проблема

культурного развития ребенка», написанная совместно с А.Р. Лурия книга «Этюды по истории поведения» и

монография А.Н. Леонтьева «Развитие памяти». Во-вторых, в более широком смысле, когда имеется в виду

общая идея Выготского о роли исторически развивающейся человеческой культуры в становлении и

функционировании индивидуальной психики — именно в этом смысле говорит о культурно-историческом

подходе А.Г. Асмолов в ряде своих работ последних лет.)

Сказанным не ограничивается значение Выготского для психологии XX века. И следующей проблемой,

неразр вно

ы

связанной с очерченной выше проблематикой деятельности и знака

(языка, значения), является роль социальной, коллективной деятельности в психическом развитии

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-6

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656

7-


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.08 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7