[1] Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия //Советская этнография. 1969. № 6.
[2] Четвериков С. С. О некоторых моментах эволюционного процесса с точки
зрения современной генетики. М., 1926; Тимофеев-Ресовский Н. В.
Микроэволюция //Ботанический журнал. 1958. № 3.
[3] Формулировка принадлежит С. С. Четверикову и Н. В.
Тимофееву-Ресовскому.
[4] Алтухов Ю.П., Рычков Ю.Г. Генетический мономорфизм видов и его
возможное биологическое значение //Журнал общей биологии. 1972. N! 3. С.
282.
[5] Там же. С. 296.
[6] Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970;
Гумилев Л. Н. Место исторической географии в востоковедных исследованиях //
Народы Азии и Африки. 1970. № 1.
[7] Лем С. Модель культуры //Вопросы философии. 1969. № 8. С. 51.
[8] Лобашев М. Е. Сигнальная наследственность //Исследования по генетике /
Под ред. М. Б.Лобашева. Л., 1961.
[9] Быстрое А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л., 1957. С. 300.
[10] Мы опускаем рассмотрение антидарвиновских концепций (сила инерции А.
Додерлейна, ортогенез Т. Эймера, номогенез А. С. Берга, аристогенез X.
Осборна), так как механическое перенесение природных закономерностей общего
характера на частный относительно всей фауны случай повлечет ошибки, хотя
бы просто из-за несоразмерности масштабов; детали, имеющие значение при
изучении эволюции в целом, при изучении одного вида на ограниченном отрезке
времени оказываются либо весьма важными, либо не имеющими никакого
касательства к предмету, в нашем случае - человечеству за последние 5 тыс.
лет.
[11] Быстрое А. П. Указ. соч. С. 299. - Хронология А. П. Быстрова требует
уточнения. По новым данным С14 кроманьонский человек в Европе имеет
давность около 20 тыс. лет, a Homo sapiens в Северной Америке - около 37
тыс. лет (см.: Мочанов Ю. А. К вопросу о начальных эпохах заселения Нового
Света // Доклады по этнографии ВГО. Вып. 4. Л., 1966. С. 34).
[12] Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии.
[13] История полемики до 1957 г. см.: Быстрое А. П. Указ. соч. С. 277.
[14] Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях изменений в строении человека
современного вида //Советская этнография. 1961. № 2. С. 9-23.
[15] Цит. по: Дорст К. До того как умрет природа. С. 350.
[16] Там же. С. 45.
[17] Тьерри О. Избр. соч. С. 210.
[18] Гумилев Л. Н. 1) Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии //Народы
Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85-94; 2) Роль климатических колебаний в
истории народов степной зоны Евразии //История СССР. 1967. № 1. С. 53- 66.
[19] Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера //Природа. 1970. № 2. С. 49-60
[20] Ефремов Ю. К. Важное звено в цепи связей человека с природой //Там же.
1971. № 2. С.79.
[21] Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 163.
[22] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С.
284-285.
[23] Быстрое А. П. Указ. соч. С. 292.
[24] Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях... С. 19-20
[25] Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения
этнических и этнографических явлений //Изв. восточного ф-та Дальнево-сточн.
ун-та (Шанхай). 1923. XVIII. Т. I. С. 130.
[26] Завадский К. М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. Л., 1973.
С. 223-225.
[27] Там же. С. 225
[28] Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Указ. соч. С. 314
[29] Колебательное движение этноса - это переход от одного равновесного
состояния к другому. Этот тип движения был известен в Древнем Китае, где
его называли "законом превратности". В VI в. царевна Да И из дома Чэн в
элегии о своей печальной судьбе написала:
Не век опьяняет нас чаша вина, Звенит и смолкает на лютне струна. Превратность царит на Земле искони, Примеры ты встретишь, куда ни взгляни!!! И песня, что пелась в былые года, Изгнанника сердце тревожит всегда. (Пер. Л. Н. Гумилева)
|
[30] Гумилев Л. Н. Этнос как явление //Доклады отделений и комиссий ВГО.
Вып. 3. Л., 1967. С. 106
[31] Цит. по: Конрад Н. И. Запад и Восток. С. 76.
[32] Гумилев Л. Н. Этнос и категории времени //Доклады ВГО. Выл 15. Л.,
1970. С. 143-157.
[33] Козырев Н. А. Причинная механика и возможность экспериментального
исследования свойств времени (рукопись).
[34] Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.
С.135
[35] Обратная точка зрения высказана Джованни Джентме: "В прошлые времена
люди рождались, думали и трудились... но все они мертвы, подобно цветам,
красотой которых они наслаждались, или листьям, которые зеленели у них на
глазах весной и, желтея, осыпались осенью. Память о них живет, но мир
воспоминаний, подобно миру фантазии, есть ничто; и воспоминание не лучше,
чем мечта" (цит. по: Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной
мысли. М., 1959. С. 155). Сказано красиво, но, увы, люди, участвующие в
истории, - не цветы и не листья. Людям тяжелее, но зато они богаче и
мудрее.
[36] Первичный элемент исторического мира - это переживания, в котором
субъект находится в активном жизненном взаимодействии со своей средой"
(цит. по: Кон И.С. Указ. соч. С. 112).
[37] Не существует абсолютных реальных причин, которые ждут, чтобы их
открыли историки, пишущие на различных уровнях и с различных расстояний, с
разными целями и интересами, в разных контекстах и с различных точек
зрения" (цит. по: Кон И.С. Указ. соч. С. 192).
[38] Об этих писал Анатоль Франс в "Острове пингвинов": "Да разве мы пишем
историю? Разве мы пытаемся извлечь из какого-нибудь текста, документа хоть
малую крупицу жизни или истины? Мы просто-напросто издаем тексты. Мы
придерживаемся буквы... Мысль не существует".
[39] Ценность истории в том, что она дает знание "о человеческих существах,
находящихся в обстоятельствах, чрезвычайно отличных от наших собственных, -
не строго аналитическое научное знание, но нечто вроде того знания, какое
любитель собак имеет о своей собаке" (цит. по: Кон И. С. Указ. соч. С.
176).
[newpage=Часть шестая]