Студопедия — ГУБИТЕЛЬНЫЙ ФАНТОМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГУБИТЕЛЬНЫЙ ФАНТОМ






Поставим вопрос так: что общего между исмаилитством, карматством,
маркионитским павликианством, манихейством, богомильством, альбигойством и
другими аналогичными системами и, в частности, с экзистенционализмом К.
Ясперса? По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике -
ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы, - жизнеотрицание,
выражающаяся в том, что истина и ложь не противопоставляются, а
приравниваются друг к другу. Из этого вырастает программа человекоубийства,
ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как
иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо
как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть - ведь объекта жалости
нет; и незачем жалеть - Бога не признают, значит, не перед кем держать
отчет, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но
болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если
так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях
использовать ту и другую.

Надо отдать должное средневековым людям: они были последовательны, и потому
их речи звучали очень убедительно. Действительность подчас была столь
ужасна, что люди готовы были "броситься" в любую иллюзию, особенно в такую
логичную, строгую и изящную. Ведь войдя в мир фантасмагорий и заклинаний,
они становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне
убеждены. А то, что им ради ощущения свободы и власти над окружающими надо
было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы,
как карматам, их совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они
отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую
имели в весьма ограниченных пределах, находясь в той или иной позитивной
системе. В ней закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмерные
с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая
дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю, но зато он давал
им возможность наносить максимальный вред ближним. А это было так приятно,
так радостно, что можно было и жизнью пожертвовать.

И ведь не только бедствия и обиды приводили неофитов в антисистемы. Люди
часто жили плохо, но не везде и не всегда. Бурные периоды сменялись
спокойными, но обывательская затхлость мирной сельской жизни действовала
диалектически и создавала последствия, противоположные предпосылкам. Когда
пассионарного юношу кормили досыта, но запрещали ему что-либо делать или
логично размышлять, он искал применения своим затаенным силам. И находил их
в проповеди отрицания, не обращая внимания на то, что поставленная перед
ним цель - фантазия. Сказка и миф рождались повседневно. Против них были
бессильны строгие выводы науки в практические прогнозы действительности. В
I тыс. они увлекали людей всех стран, кроме Руси и Сибири, где антисистемы
не сложились.

Последнее легко объяснимо. Для появления устойчивой антисистемы необходимы
два параметра: упадок, например момент перехода из фазы в фазу местного
этногенеза, и внедрение чужого этноса. Пусть даже обе системы будут перед
началом процесса положительными, творческими, как в плане экологии, так и в
аспекте культуры. Совмещаясь, они порождают антисистему, явление побочное,
возникающее помимо воли участников. Поскольку Сибирь и Древняя Русь были
ограждены от посторонних, нежелательных воздействий до XIII в., то идеи,
чуждые мировоззрению их обитателей, если и попадали в северные леса
Евразии, то не могли там укорениться.

Нами была предложена концепция этноса как поля биофизических колебаний с
определенной частотой или ритмом. Теперь она находит подтверждение. Когда
два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода
какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в
общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их
географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать
свою ненависть к миру, устроенному так неудобно.

Именно такая ситуация возникла в эллинистических государствах древности во
II-I вв. до н.э. До походов Александра Македонского эллины не знали иудеев,
а иудеи не обращали внимания на "явана"-ионян[9]. Зато в селевкидской Сирии
и птолемеевском Египте они оказались соседями. Иудеи изучили Платона и
Аристотеля, эллины - Библию в переводе на греческий язык. Оба этноса были
талантливы и пассионарны, но из контакта их мироощущений возник гностицизм
- грандиозная увлекательная антисистема[10].

Столкновение эллинства с иранством породило в III в. манихейство, могучую
антисистему, подвергавшуюся гонениям не только в Риме, Византии и Иране, но
даже в веротерпимом Китае [11] и несколько позже во Франции[12].

В Индии, куда вторглись кушаны и сакв, великий философ Нагарджуна в II в.
н.э. создал мироотрицающее учение о пустоте (шуньята), причем дошел в
отрицании до того, что даже собственное существование объявил иллюзией[13].

Но самое страшное произошло в Китае, когда туда в III в. переселились хунны
и сяньбийцы, вытесненные из родной степи вековой засухой. Систем и
философем там не возникло, потому что три века шла жуткая резня. В этой
постоянной войне погибли 27 этносов, в том числе древнекитайский
(ханьский). Только пассионарный толчок, вызвавший к жизни средневековый
китайский этнос (табгачский), спас погибавшую страну.

Равно пассионарный толчок рубежа нашей эры породил оригинальную позитивную
систему - христианство, перекрывшую гностические фантасмагории, а новый
толчок VI- VII вв., создавший ислам как мироощущение, прекратил
существование антисистем Ирана - зиндиков.

Однако Халифат быстро превратился в химерную целостность, так как
экзогамия, осуществлявшаяся через гаремы, внедрила в новый
арабо-мусульманский этнос персов, грузин, армян, сирийцев, греков, турков,
берберов и т.д. И уже к IX в. на этом фоне возникла антисистема -
исмаилизм, сокрушенная только монголами в XIII в. Монголы были носителями
пассионарности, но при столкновении с антисистемами растеряли свой
пассионарный заряд и в XIV в. погасли.

В Византии антисистема развилась в IX в. в Малой Азии, на границе с
"Мусульманским миром". Отсюда она перекинулась на Балканы, где болгары и
славяне, воспринявшие греческую образованность, создали собственную химеру
- Болгарское царство. Здесь антисистема называлась богумильством и исчезла
после пассионарного толчка XIII в., вытесненная османами.

Но гораздо сложнее была судьба манихеев Прованса. Они погибли в XIII в., но
заразили своими мироощущениями Западную Европу, где возник отвратительный
социальный институт - инквизиция. Об этом стоит рассказать подробнее.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия