Современные проблемы семейно-брачных отношений
Главной проблемой сегодняшнего дня является проблема стабильности, прочности семьи. Наиболее частыми причинами развода на первом этапе совместной жизни являются материальные трудности, психологическая несовместимость, резкие культурные различия супругов, эгоизм и т.д. Причиной распада семьи часто является супружеская неверность, пьянство, наркомания... Принимая на себя столь ответственность за семью, надо быть хорошо подготовленным к супружеской жизни. Для выхода семьи из кризисной ситуации необходима высокая культура семейно-брачных отношений, построенная на взаимной любви, чувствах взаимного уважения, человеческой привязанности, долга. Рост этой культуры связан с общим ростом культуры человеческих отношений, развитием нравственности и гуманизма. Большое значение в укреплении современной семьи имеет также повышение благосостояния людей, улучшение жилищно-бытовых условий, совершенствование системы воспитания и образования, а также повышение качества медицинского обслуживания. 37.Религия как социальный институт, ее структура и основные функции. Одной из повелительных потребностей людей является потребность в осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении. Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: · наличие группы верующих; · представление о священном, сверхъестественном; · особая система верований (вероисповедание); · особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); · представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.
Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. То, что свято, внушает ужас, почтение, глубокое уважение. Оно обладает необычными, сверхъестественными и подчас опасными качествами и с ним можно общаться только в рамках особого ритуала (молитвы, заклинания, ритуальные очищения). К числу священных объектов может быть отнесено что угодно — Бог, король, солнце, луна, скала, дерево или такой символ, как крест. Противоположно святому то, что ординарно, не принадлежит к миру свсрхъсстсствснного.
Однако нечто становится святым или остается ординарным только в случае, если как таковое оно получает то или иное социальное определение, которым подобный объект наделяется сообществом верующих. Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного. Религия является социальным явлением и социальным институтом, следовательно способна выполнять специфические социальные функции среди которых можно выделить: · идеологическую, формирует определенную специфическую идеологию, которая в отдельные периоды осуществляет огромное влияние на политические, · социокультурные и духовные и процессы; · фактически становится общественной государственной идеологией; · интегративную - религия способствует объединению индивидов в различные религиозные организации и группы; · регулятивную осуществляет социальный контроль за поведением индивидов, относящихся к данной религиозной системы, влияет на социальные связи и отношения между ними, регулирует их деятельность; нормативную в установлении религией определенных социальных норм, связанных с религиозным культом, обрядами, ценностями и традициями, · психологическую, формирует у индивида определенное психологическое отношение к объекту поклонения, производит у него чувства и эмоции связаны с надеждами на сверхъестественные силы; · социализации- поскольку религия способна производить у индивида определенные черты характера, формировать его личные убеждения, ценности, поведение, желания и стремления; · мировоззренческую, которая заключается в выработке определенного религиозного мировоззрения, религиозного сознания; · коммуникативную, что проявляется в процессе взаимного общении верующих, выработке особых социальных отношений между ними.
Организационный уровень связан с образованием религиозных организаций Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты. Церковь классическая организация с четкой внутренней структурой включающую духовенство (клир) и мирян. Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она, как правило, возникает на фоне оппозиции к официальной церкви.
|