Студопедия — Культура и образование: поиски соответствия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура и образование: поиски соответствия






Исторический опыт развития университета как специфической образовательно-воспитательной системы убедительно свидетельствует, что механизмы смены содержания образования целиком определяются конкретно-исторической ситуацией. Иными словами, университет выступает как своеобразная модель соответствующей культуры, которая вбирает в себя множество разновременных пластов. Формирование различных моделей университетского образования - это исторически обусловленный процесс имеющий циклический характер. Содержание каждого цикла определяется реальными противоречиями, обусловленными определенной инертностью образовательных систем, с одной стороны, и динамичным развитием реальной жизни, конкретной социокультурной ситуацией - с другой. Это и является ведущим механизмом смены не только содержания образования, но и типа университета. Анализ закономерностей формирования и модификации университетов является непреложным условием разработки современной модели университета.

Первые университеты в Средние века в Европе возникали как место пересечения интересов интеллектуалов, императорской и папской власти, стремительно развивающихся городов. Между этими силами шла активная борьба за интеллектуальное пространство и право доминирования в нем. Речь идет не только и не столько о практическом влиянии на дела в конкретных университетах, а о тех картинах мира и идеях, которые в этих университетах оформлялись и воспроизводились. Например, острая борьба вокруг идей Аристотеля по сути была борьбой за новые, соответствующие социокультурной ситуации, формы рациональности, гармонизацию веры и разума. По мнению В.А.Никитина, та степень рациональности, которая была определена схоластикой, уже не соответствовала ситуации открытости и творческой активности, сложившейся в результате роста городов и растущего многообразия жизни. Необходимость соотнесения идей патристики и идей античной философии, прежде всего Аристотеля, определялась социокультурной ситуацией и разрешалась в форме возникновения многочисленных ересей, раздиравших средневековый мир. Отсюда острота диспутов и сама установка на выделение особого пространства коммуникаций, а также та интеллектуальная напряженность, с которой Альберт Великий и Фома Аквинский искали средства логического (и тем самым передаваемого в обучении) разрешения интеллектуального конфликта. С созданием второй схоластики и пересмотром с ее позиций учебных программ и предметов первый цикл университетского образования завершился[131].

Однако в недрах культуры появляется новое противоречие, которое порождает новую модели университета. Это противоречие определяет содержание образования соответствующего периода до тех пор, пока сумма изменений социокультурной ситуации не достигнет того предела, когда образовательная система перестанет соответствовать типу нарождающейся культурной нормы и это обусловит необходимость выработки новой университетской (а значит и образовательной) модели.

В соответствии с доминирующей системой ценностей (идеалом, вокруг которого образуется культурная система) можно выделить несколько циклов развития университета как социального института.

Первый, который в литературе принято называть как схоластический[132], по сути является теоцентрической образовательной моделью. В культуре того времени господствовала церковная догма, мистика и мракобесие, отсутствовали условия для оптимального развития науки и искусства. Тем не менее, именно на этом этапе была разработана предметная основа преподавания и сложились основные формы организации университетской жизни, такие как лекции, научные диспуты, публичные защиты и др.

Второй этап развития университетского образования по времени совпадает с эпохой Возрождения, когда в общих чертах сформировался антропоцентристский тип культуры, которая отбросила “ночь Средневековья” и обратилась к светлой античности, к ее свободной философии, свободной от всяких казенных приказов мысли, к земной, привольной и ничем не связанной свободе человеческого развития[133]. В соответствии с этими ценностями стал складываться новый тип университета, сместившего образовательные акценты с теологической проблематики на вопросы реального человеческого бытия практике.

Наступление третьего этапа обусловлено оформлением в конце XVIII века натуроцентристского типа культуры. Этот тип определил естественнонаучную и технократическую модель образования, в центре которой было получение и передача опытного знания. Результатом этого стало бурное развитие практически всех точных наук. Данная модель доминировала практически до наших дней и обусловила, наряду с мощным развитием науки и техники в ХХ веке, основные проблемы современной цивилизации, прежде всего - экологические и духовно-нравственные.

Ныне мы является свидетелями и участниками формирования нового типа культуры, которая, вбирая в себя выдающиеся достижения всех предшествующих культурных эпох (культур космоцентрических, теоцентрических, социоцентрических, техноцентрических и антропоцентрических, каждая из которых обогатила историю мировой культуры уникальным опытом) и получает возможность обретения своей целостности. В этой связи начинает проявляться все большее рассогласование современных образовательных систем и общих тенденций и логики развития культуры.

Можно скзать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обусловливает интенсивные поиски в различных странах оптимальной модели образования и прежде всего - гуманитарного, которое призвано, с одной стороны, максимально полно соответствовать складывающемуся типу культуры, с другой - ответить на актуальные вопросы современной цивилизации, которая характеризуется динамичными изменениями во всех сферах: науке, технике, экономике, политике, культуре, отношениях между обществом и личностью и т.д. В этой связи индустриально развитые страны рассматривают качество образования, его гуманизацию и гуманитаризацию как важнейший фактор обеспечения социально-экономического развития, научно-технического и культурного прогресса. Как подчеркивается в Деклараций, принятой 44-й сессией Международной конференции по образованию (Женева, 7 октября 1994г.), высшее образование становится не только средством передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и условием подготовки к жизнедеятельности в новых условиях, к решению нестандартных задач. Оно должно способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между отдельными людьми, этническими, социальными, культурными и религиозными группами, а также суверенными нациями[134]. Вместе с тем, высшее образование способствует развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря гуманитарному обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощь демагогии и лозунгов[135].

Зарубежная высшая школа имеет определенный опыт формирования и функционирования гуманитарно ориентированных образовательных систем, который может быть критически осмыслен и учтен при построении отечественных инновационных моделей образования и конкретных учебных заведений.

Определенные преимущества Западноевропейской системы гуманитарного образования, которые сохранялись до последнего времени, были во многом обусловлены исторически сложившимся характером высшей школы. Эти преимущества определялись рядом обстоятельств. Во-первых, по традиции старейшие университеты Англии, Германии, Франции и других стран были ориентированы на высшее гуманитарное образование, которое считалось единственным, имеющим подлинную образовательную ценность[136].

Во-вторых, высшее образование там достаточно сбалансировано с точки зрения соотношения гуманитаризации образования в целом и развития специального гуманитарного образования. К наиболее эффективным системам высшего гуманитарного образования относятся университетские системы Англии, Франции, ФРГ, Японии и других стран. Вместе с тем, представление о гуманитарном образовании в зарубежной высшей школе достаточно неоднородно. Оно весьма существенно разнится в зависимости от авторских позиций, от социально-культурных особенностей стран. Примером может быть отличие американской системы образования от европейской, японской и других систем.

Существенное отличие гуманитарного образования в США заключается в том, что типичные американские четырехгодичные программы в области гуманитарных наук не используются для подготовки к определенной профессиональной деятельности, а преследуют цель формирования общекультурного базиса обучаемых. В то же время во многих колледжах и университетах с гуманитарным уклоном введено техническое и профессиональное обучение. Например, в учебных заведениях гуманитарного профиля часто преподаются курсы по патронажу, журналистике и технике. Важно отметить, что и в университетах технического профиля изучаются также гуманитарные науки, объем и номенклатура которых определяются обучаемым, но при этом существует некий обязательный для всех минимум[137]. Структура подготовки специалистов в высшей школе ФРГ характеризуется высоким удельным весом специальностей социально-экономического профиля (27,7% от общей численности студентов), примерно одинаковое число студентов специализируется в области гуманитарных и технических наук: соответственно 21% и 20,8% (отметим при этом, что доля естественно-математических наук составляет 15,6%)[138].

В системе общеобразовательной подготовки высшей школы студенты, независимо от конкретной специальности, получают глубокие и разносторонние знания по гуманитарным дисциплинам, позволяющие им развивать жизненно важные личностные качества и способности как специалиста и члена общества. При этом акцентируется внимание на связи развития науки, техники и общества с гуманистическими и демократическими процессами, происходящими в этом обществе. Представляет интерес номенклатура направлений и специальностей, по которым зарубежные университеты и другие вузы готовят специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Это экономика, политология, психология, социология, право, наука общения, управление, искусство и др. В университетах Японии изучаются такие гуманитарные науки, как философия, история искусств, японский, английский, французский и немецкий язык, экономика, право, психология, социология, статистика и др.[139] Высшее гуманитарное образование во Франции предоставляет студентам широкий спектр гуманитарных специальностей по выбору: иностранные языки, история, история литературы, общественные науки, архитектура, рисунок и графика.

К гуманитарному циклу общеобразовательной подготовки в высшей школе развитых стран относят, как правило, классические и современные языки, литературу, историю, юриспруденцию, философию, археологию, религию, этику, историю и теорию искусства (исполнительское и изобразительное искусство), а также те аспекты социальных наук, которые имеют гуманистическое содержание и направленность (психология, экономика, социология, социальная политика и т.д.).

Цель гуманитарной подготовки состоит в том, чтобы «представлять студентам научную и общую культуру, которая позволяла бы им занимать после дополнительной профессиональной подготовки, посты квалифицированных специалистов»[140], развивать у студентов коммуникативные навыки, формировать знания истории и культуры разных народов; законов, идей и систем мысли, лежащих в основе человеческой деятельности; способствовать пониманию социальных, политических и экономических проблем общества; обеспечивать способы самореализации в художественном творчестве.

Достаточно типичным примером определения негуманитарным вузом содержания гуманитарной подготовки обучаемых может служить один из ведущих технических вузов мира Массачусетский технологический институт. Здесь особое внимание гуманитарной подготовке уделяется как на стадии отбора студенческого контингента, так и в учебном процессе. В состав института входит шесть факультетов (8 школ и колледжей) с выпускающими кафедрами: школа гуманитарных и социальных наук (кафедры: экономики, гуманитарных наук, лингвистики и философии, политических наук и специальные программы); школа архитектуры и планирования; инженерная школа; школа управления; школа естественных наук; колледж медицины. В дополнение к кафедральным программам студенты изучают элективные курсы. Школа гуманитарных и социальных наук наиболее ярко отражает разнообразие направлений деятельности института. Она имеет обширный перечень гуманитарных программ вузовского и аспирантского уровня для расширения кругозора будущих специалистов и ученых по экономике, философии, языку и мышлению, политическим наукам. Области подготовки студентов по гуманитарным, социальным дисциплинам и искусству в Массачусетском технологическом институте включают изучение следующих научных направлений и проблем: философии; истории (история Америки, изучение древних времен и средневековья, антропологии и археологии, проблем Латинской Америки, стран Европы, России, Азии и Африки и т.д.); экономики; политических наук; психологии; иностранных языков; литературы; драмы; лингвистики; истории искусства и архитектуры; музыки; изобразительных искусств и дизайна; литературного письма; традиций и текстов; кино и средств информации; науки техники и общества; труда в индустриальном обществе; проблем урбанизации; проблем женщин.

При изучении философии, как фундаментальной науки, связанной с природой человеческих знаний и суждений о мире, о человеческом сообществе, акцент делается на философии морали, политики, истории и социальных наук, а также философии естественных наук. Социальные науки тесно увязывают между собой такие области, как экономика, право, политические науки, количественная история и антропология. Программа рассчитана на практические подходы к решению социальных проблем и широко применяет эмпирические методы и математическое моделирование.

Курс истории рассматривает прошлое западных и многих других стран, что помогает понять законы эволюции культуры, науки, общества и поведения людей. Индивидуальные курсы охватывают эпохи средневековья, Возрождения и современного периода; историю развития США, Европы, Азии, а также специальные темы, такие, например, как итальянские города-государства, радикализм и демография.

Кроме того, студентов готовят к исследовательской работе в области политических наук, права, государственной политики и в других смежных областях, а также к профессиональной деятельности в сфере государственного управления, бизнеса, права, науки, образования и журналистики[141]. Совместно с профессорами они проводят мультидисциплинарные исследования по проблемам оптимизации групповых методов принятия решений, совершенствования процедур голосования, состояния рынка сбыта[142].

Основной акцент в преподавании гуманитарных дисциплин делается на самостоятельной работе студентов. Студентам предоставляется возможность вести свободный диалог, критически оценивать получаемую учебную информацию, свободно защищать свои взгляды. Гуманитарные концепции подаются на альтернативной основе и обосновываются множеством иллюстраций, эмпирических доказательств. Курсы прекрасно логически организованы, кратки, содержат ключевые определения и формулировки основных выводов. К ним прилагаются хрестоматии или готовые конспекты лекций. Основные понятия даются в терминологических словарях. В этой связи важным условием успешной реализации учебных, аспирантских (магистерских и докторских) программ является качество библиотечных фондов.

Особого внимания заслуживает зарубежный опыт гуманизации высшей школы, создания в вузах благоприятной среды обитания и жизнедеятельности на основе идей демократии, свободы, ответственности и доверия, сотрудничества и творчества. Значительное место в гуманитаризации высшего образования отводится предметно-вещественной, коммуникационной и духовно-информационной сферам. Хорошая материально-техническая база и благоприятная гуманистическая среда обитания, высокая организация и культура учебной деятельности рассматриваются как необходимое условие успешного функционирования любого вуза и развития личности студента.

Проблема гуманизации рассматривается в неразрывной связи с гуманитаризацией вуза и обеспечивается на основе решения взаимосвязанных задач: формирования стиля и образа жизни вуза (на основе научно-обоснованной продуманности интересов, запросов и потребностей личности студента, партнерских отношений между студентами и преподавателями, культуры межличностных отношений в целом, гражданско-патриотической направленности всей деятельности в вузе); четкой организации учебной деятельности вуза; приоритетности кафедры как основной структуры воспитательно-образовательного процесса. Кафедра - ведущая функциональная единица зарубежного вуза, поскольку эффективность деятельности вуза, его репутация, в конечном счете, зависит от качества организации учебной и научной деятельности именно на кафедрах.

Таким образом, каждая из западных стран вносит свой уникальный вклад в становление мирового гуманитарного образования на пороге XXI века. Национальные системы высшего образования (и всей системы образования) рассматриваются в развитых странах мира как единый организм, включающий все уровни образования, и как важнейшая составляющая, предопределяющая процветание, безопасность и будущее страны. За счет постоянной адаптации вузов к меняющейся ситуации в обществе сохраняется достаточно высокий уровень гуманитарной подготовки выпускников, соответствующий квалификационным требованиям, установленным в той или иной стране. Вместе с тем с 70-х годов в ряде стран Запада начали проявляться кризисные явления в сфере образования. Во многом они были вызваны тем, что ослабло внимание и снизилась роль гуманитарного цикла в общей структуре подготовки специалистов. В докладе Национальной комиссии США по оценке качества образования (1983г.) был сделан вывод, что американское общество и его образовательные институты утратили видение основных целей образования, что «нация в опасности» и главная причина опасности усматривается в размытости образовательных основ общества нарастающей волной посредственности, которая угрожает будущему страны и народа. Было констатировано, что впервые в истории США, образовательный уровень одного поколения не превзойдет, не будет равен, и даже не приблизится к уровню своих родителей. Снизился средний уровень академических достижений студентов, оканчивающих колледжи[143]. Гуманитарные науки в большинстве вузов потеряли свое центральное место в учебных планах. Гуманитарный цикл ограничивался одним предметом или такой цикл отсутствовал вообще. Так, программы 75% вузов США не предусматривали изучение европейской истории, 72% американской литературы или истории. Изучение иностранных языков требовали менее 50% вузов[144]. В результате этого произошло снижение уровня гуманитарного образования, «чрезмерное внимание к техническим и профессиональным навыкам в образовании оставит мало времени на изучение искусств и гуманитарных наук, которые обогащают повседневную жизнь, помогают сохранить цивилизацию и развивать чувство человеческой общности[145]. Аналогичная картина наблюдается во Франции[146], Канаде, где за последнее десятилетие более чем вдвое сократилась подготовка специалистов по гуманитарным дисциплинам (с 13,3 до 5,5%)[147].

О кризисе гуманитарного образования свидетельствует нарастающее противоречие между расширением его спектра и возможностями трудоустройства выпускников. В частности, увеличивается безработица среди выпускников университетов по гуманитарным профилям. По статистике, в большинстве стран Западной Европы выпускники гуманитарных специальностей имеют наибольшие сложности с трудоустройством. В некоторых странах спрос на этих специалистов самый низкий[148]. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)отмечается, что «выпускники-специалисты в области физики, химии, наук о Земле, технологии имеют меньше проблем в получении работы, чем выпускники, получившие подготовку в области иностранных языков, литературы и общественных наук». Например, в Великобритании в 1985г. уровень безработицы среди выпускников университетов по гуманитарным специальностям был выше аналогичного показателя, чем у выпускников политехнических колледжей[149]. В Швеции для выпускников в области гуманитарных наук уровень безработицы в 1984/1985г. был наивысший (19%). В ФРГ также наиболее серьезные проблемы с трудоустройством испытывают выпускники факультетов педагогики, политических наук, социологии и психологии, т.е. областей подготовки университетского сектора.

Еще одним свидетельством кризиса гуманитарного образования является недостаточная ориентация гуманитарного образования на решение конкретных социально-культурных проблем (социологический опрос выпускников университетов ФРГ показал, что только 50% специалистов используют полученные в вузе знания в области экономики и общественных наук, 59% - в области гуманитарных наук).

Зарубежная высшая школа, будучи как и другие секторы социальной жизни, достаточно динамичной, активно пытается найти пути преодоления кризиса образования. Поиски идут по всем направления деятельности образовательных систем, и прежде всего, в области модификации ценностей и целей образования. Ведущим принципом здесь выступает приведение ценностной основы образования в соответствие как с общечеловеческими ценностями, так и с со спецификой национальных картин мира.

В США и Европе гуманитарная подготовка строится на основе таких ценностей как семья, религия, нация и мир в целом, представлений о структуре окружающего мира и места в нем человека[150]. По мнению Генерального секретаря Ассоциации европейских университетов CRE А.Барблана, университет будущего “должен стать центром формирования глобального мировоззрения человека, т.е. одним из ключевых пунктов иерархии ценностей, с позиций которых европейцы могли бы пересмотреть и найти общие черты в своей умственной, материальной и эмоциональной деятельности, определяющей их персональную и коллективную свободу, заложив тем самым основы интеграции»[151].

Философско-мировоззренческую основу гуманизации и гуманитаризации высшей школы за рубежом составляет система идей, включающая: овладение принципами организованности Мира, которые окружает человека; знание основ становления и развития организованности окружающего мира; учет духовной компоненты, состояния природы, состояния человеческой души, состояния человека и человечества; учет общих принципов функционирования природных сил и законов; учет экономической целесообразной деятельности человека и её последствий в организованном мире; зависимость всех этических соображений от принятой системы социальных координат и изменений этой системы в соответствии с принципами антропоцентрической, патоцентрической и биоцентрической этики.

Теоретический базис гуманитарного образования включает следующие компоненты: философский, обеспечивающий целостное знание о мире, обществе и человеке; исторический, позволяющий познать законы эволюции культуры, науки, общества и поведения людей; культурологический, основанный на изучении закономерностей развития культурных систем, общественных ценностей, вытекающих из религиозных, политических и социальных интересов; психологический, объясняющий поведение людей с точки зрения их мотивов, социальных установок и т.д.; социологический, основанный на изучении поведения людей в социуме и функционирования общественных институтов.

Важно подчеркнуть, что практически в каждой из рассматриваемых стран существует государственная образовательная политика, в рамках которой разрабатываются концептуальные цели, пути и средства развития и преодоления кризисных явлений в системе высшего образования. Эта политика носит публичный характер и служит предметом общественного обсуждения. Обеспечивается это за счет публикации ее соответствующих документов, проектов и программ. Например, в США большой общественный резонанс вызвал доклад «Америка 2000: стратегия и национальные цели в области образования», изданный Министерством образования в 1991г.[152] Стратегия в области высшего образования, изложенная в нем, предполагала преодоление негативных тенденций в сфере высшего образования (и образования в целом) к 2000г. за счет обеспечения следующих стратегических целей: повышения уровня знаний; формирования сильного преподавательского корпуса; адекватной в количественном отношении подготовка кадров запросам общества; повышения уровня грамотности всего населения.

В качестве конкретных шагов в реализации этой программы намечалось: обеспечение координирующей роли Федерального правительства США в сфере образования за счет участия министерств и других структур федеральной власти в разработке политики, а также финансировании образовательных программ всех уровней; усовершенствование методологии и процедуры анализа проблем образования на национальном уровне; участие федеральных, местных и органов власти штатов в продвижении реформ, разработка механизмов финансирования реформ на уровне штатов и федеральном уровне; совершенствование учебных планов и программ; подготовка и совершенствование профессорско-преподавательского состава; стимулирование инициативы студентов; организация исследований в области высшего образования; распространение научной и учебной информации, оказание вузам технической помощи; проведение организационной реформы. В соответствии с указанными стратегическими целями и приоритетами предусматривалось распределение финансовых ресурсов.

Программы преодоления кризисных явлений в системе высшего образования и его гуманитаризации были приняты также во многих развитых странах (Англии, Франции, ФРГ, Японии и др.).

Особое внимание в проектах и программах уделено подготовке и совершенствованию профессорско-преподавательского состава. Например, при реализации политики в области высшего образования в новых землях ФРГ спланировано обновление профессорско-преподавательского состава факультетов гуманитарного, общественно-политического, юридического и экономического профилей (планируется израсходовать 327млн марок и создать 200 мест для профессоров высшего уровня)[153].

Поиски путей преодоления кризиса образования ведутся не только в отдельных странах, но и на межгосударственном уровне. Так, в частности, в 1994г. был принят Проект реформирования образования в Европе, в основе которого лежала идея взаимодополнения трех культур: культуры в буквальном смысле слова (отражающей причину существования человека во Вселенной), социально-политической культуры (отражающей организацию человеческого общества) и практической культуры (отражающей производство и материальное благополучие)[154].

Важно отметить, что независимо от конкретной страны, ее социально-культурной ситуации. профиля вуза и др. особенностей, декларируемые цели реформирования образования носят сугубо гуманистический характер и сводятся к следующему:

- Целью общества должно быть развитие талантов всех его членов до максимального предела, т.е. исключение посредственности и возможности создания недемократического элитаризма.

- Гуманистические ценности общества должны давать возможность его членам развивать свои умственные способности до максимальных пределов, с раннего детства до глубокой старости, обучаясь по мере изменения окружающего мира»[155].

- Справедливость и высокое качество образования имеет огромное практическое значение как для экономики, так и общества в целом.

- Образование должно строиться на принципе партнерства (объединение усилий федеральных, местных властей, властей штатов, работников всех уровней образования и родителей, бизнеса и промышленности, профессиональных ассоциаций, общественных организаций местных общин и др.).

- Образовательные реформы должны быть направлены на создание обучающегося общества с развитой системой непрерывного образования.

- Университеты и колледжи должны принять более жесткие и поддающиеся измерению стандарты, касающиеся академического уровня образовательных учреждений и отношения студентов к учебе.

Таким образом, из анализа зарубежного опыта реформирования вырисовывается в общих чертах модель университета, в той или иной мере соответствующего складывающемуся на исходе ХХ века типу культуры.

Сегодня есть основания говорить о четвертом этапе развития университетского образования, сущность которого заключается в актуальности разработки такой модели, которая способна востребовать совокупный опыт развития различных культурных систем, творчески интегрировать как европейские, так и восточные традиция образования.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия