ФИЛОСОФИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Исходные положения. Приступая к разработке модели вуза, авторский коллектив, стоявший у истоков создания нынешнего СПбГУП, исходил из следующих концептуальных положений: Во-первых, СПбГУП должен стать стабильной, кризисноустойчивой системой, способной к автономному действию, к проявлению инициативы в принятии решений. В этой связи нецелесообразно сводить решение проблемы к реализации «стратегии выжигания», обусловленной, как правило, сиюминутными изменениями политико-экономической конъюнктуры и главный упор необходимо сделать на реализации “стратегии развития». Во-вторых, реформирование вуза должно носить системный характер, охватывать все стороны вузовской жизни. В этой связи будет неэффективным фрагментарное, эклектическое «реформирование», ведущее к «химерическим», внутренне противоречивым и неустойчивым сочетаниям хозрасчетных и традиционных дотируемых отделений. (Подобная практика уже привела в целом ряде российских и петербургских вузов к росту социальной напряженности в педагогических коллективах из-за различных условий оплаты труда, к понижению качества преподавания и невостребованности ряда традиционно сложившихся профессий со стороны абитуриентов). В-третьих, реформирование вуза должно быть направлено на дальнейший рост престижа высшего образования, что может быть достигнуто за счет гармоничного развития всех вузовских структур как традиционных, так и новых, обусловленных разрабатываемой моделью. В этой связи недопустима девальвация вузовского образования, деградация структуры вуза, отказ от вспомогательных структур, издательской деятельности, неоправданное сокращение штата и т.п. (Ряд коммерческих структур, присвоивших себе статус вузов, наглядно продемонстрировали порочность подобной практики, компрометирующей идею негосударственного вуза как в глазах абитуриентов, так и государственных органов и организаций). В-четвертых, создаваемая модель вуза нового типа должна быть органически самодостаточна, воплощать единство организационно-педагогических, экономико-правовых, социально-культурных и управленческих систем, обусловленное их взаимосвязью и функциональным взаимодействием. Данная модель должна полностью обеспечивать образовательный процесс, соответствующий стандартам российского академического образования и мировым образовательным стандартам. В-пятых, вуз должен быть самостоятельным в решении проблем своего материально-технического, финансового обеспечения, а также в стратегических вопросах приема абитуриентов от традиционной планово-распределительной деятельности государственных органов, но отвечающим по всем качественным параметрам своей деятельности государственным образовательным стандартам и международным критериям высшего образования; При разработке модели Гуманитарного университета профсоюзов учитывалось, что она будет эффективно функционировать при условии ее соответствия: а) сложившейся в России экономической ситуации; б) традициям российского академического образования; в) современным мировым тенденциям развития образовательных систем; г) особенностям формирования российского рынка труда и рынка образовательных услуг; д) возможностям функционирования высших учебных заведений, обусловленным современной правовой базой. Исходя из данных положений, была разработана концептуальная модель Университета, которая включала в себя философию Университета, а также его организационно-педагогическую, организационно-управленческую, правовую и экономическую модели. Миссия университета. Университет должен выступать в качестве не только образовательного и научного, но и духовного центра, формирующего личность специалиста нового типа и отличающегося повышенной привлекательностью для абитуриентов в силу наличия особой системы духовно-нравственных референтов, качества образования, его нацеленности на реальные потребности рынка труда, особой духовной атмосферы, позволяющей интегрировать образовательные и воспитательные аспекты. Принципы. Мировоззренческий стержень новой образовательной парадигмы составила культуроцентристская концепция, которая легла в основу новой образовательной философии. В рамках этой концепции образование рассматривалось не только как институт профессиональной подготовки, но прежде всего как социально-культурная система, гуманизирующая существование человека и общества, обеспечивающая всестороннее развитие личности путем актуализации и гармонизации человеческой экзистенции,как важнейший механизм культурной преемственности - сохранения и развития культурного достояния нации и всего человечества. Сущность культуроцентристской парадигмы определили принципы организации образовательного и воспитательного пространства: 1. Принцип целостности (взаимосоответствия содержания образования сущностным составляющим личностного бытия); 2. Принцип оптимизации зоны “ближайшего развития” (социально-культурной среды как основного пространства жизнедеятельности студента); 3. Принцип референтации образовательного пространства. Принцип целостности развития человеческой личности, реализуемый в системе образования сменой парадигмы “от простого к сложному” концепцией “от целого к части”. Одним из реальных направлений “возврата к целостности” в рамках гуманитарного образования является интенсивное обращение к текстам отечественной гуманитарной культуры, которая, являясь формой духовной рефлексии и результатом “человекотворческих” усилий, содержит в себе всю совокупность способов реализации сущностных сил человека в контексте “национальной картины мира”, всестороннее, гармоничное и целостное видение человека и мира. Принцип многоуровневой оптимизации “зоны ближайшего развития” предполагал целенаправленное формированиеобразовательного пространства вуза как социально-культурной среды обитания человека. Реализация данного принципа предполагала создание системы условий, оптимизирующих профессионально-образовательную среду студента как совокупность социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих его в процессе обучения. Профессионально-образовательная среда рассматривалась не только как условие формирования конкретных знаний, умений и навыков, но и профессиональной этики будущих культурологов, журналистов, юристов, экономистов. Предполагалось, что последовательная оптимизация “зоны ближайшего развития” позволит уже в стенах вуза заложить основу профессиональной этики, обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки и одновременно всестороннее развитие личности будущего специалиста. Система формирования благоприятной зоны непосредственной жизнедеятельности человека была многомерной и поликонцентричной. По вертикали социально-культурная среда включила, во-первых, явления и факты мирового и общероссийского масштаба (на базе СПбГУП каждый год проводятся 2-3 конференции, в которых принимают участие ведущие ученые России и других стран; кроме того периодически в Университете читают лекции крупнейшие специалисты различных отраслей знаний - достаточно назвать имена академиков Н.Н.Моисеева, Б.В.Раушенбаха, Н.В.Карлова, Д.С.Лихачева, И.В.Бестужева-Лада, Г.Н.Фурсея, профессоров С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, М.Б.Пиотровского, В.Т.Пуляева, Ю.У.Фохт-Бабушкина, видных писателей и публицистов В.В.Кожинова, Ю.Карякина, А.Нуйкина, М.М.Чулаки, режиссеров и актеров О.Табакова, Р.Виктюка, И.Владимирова, М.Горбачева, политических деятелей А.А.Собчака, Г.А.Зюганова, и др. Во-вторых, с первых дней обучения студенты погружаются в историко-культурной и духовное пространство Санкт-Петербурга как единственного города в России, включенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - в его историю, архитектуру, духовные традиции. Университетский уровень социально-культурной среды обеспечивается путем организации сущностных для развития личности “полей жизнедеятельности”, формирующих историческую, духовно-нравственную, социально-психологическую, физическую культуру студента. Очень существенным структурным элементом этого уровня социально-культурной среды стало для Университета Царское Село, в котором ежегодно проводится день «Посвящения в студенты». И это не случайно, ибо Царское Село, царскосельский дворцово-парковый ансамбль - это некий микрокосм, замкнутый мир, представляющий собой модель мира в целом. Его атмосфера стимулирует стремление к целостному познанию мира, воспитывает человека как гражданина Вселенной, дает представление о всех культурах, сливающихся в единую общечеловеческую систему[224]. Принцип референтации образовательного пространства стал третьей составляющей культуроцентристского подхода. Реализация этого принципа предполагала обогащение университетского пространства личностями (деятелями культуры и искусства), которые должны стать для студентов духовно-нравственными референтами. Суть принципа референтации - обеспечить идентификацию с образом человека и тем самым стимулировать духовный рост личности студента, его “образование”. Принцип референтации реализовывался с первых дней существования Университета в самых различных формах: выборы в качестве дня основания университета даты 24 мая - Дня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - основателей славянской письменности, просветителей, освящения вуза протоиереем о.Богданом - настоятелем Никольского собора, учреждения института Почетных докторов Университета, привлечения к преподаванию выдающихся деятелей культуры, науки, образования. Первым почетным доктором Университета стал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Решение академика Д.С.Лихачёва принять мантию Почётного доктора университета, находящегося в то время в стадии формирования, стало ключевым моментом в истории вуза. Мощная моральная поддержка явилась прекрасным стимулом для сотрудников вуза - это было первым знаком того, что разработанная модель гуманитарного вуза обладает достаточным основанием, чтобы импонировать человеку, чей моральный авторитет ныне находится на высоком уровне. Это было чрезвычайно важно ещё и потому, что сама модель платного образования была достаточно дискуссионна, в том числе, и с морально-этической точки зрения. Другая сфера деятельности Почётного доктора университета Д.С.Лихачёва проявилась в том, что внимательно ознакомившись с первичными наработками членов авторского коллектива ходом реализации подобной модели вузовского образования на практике, Д.С.Лихачёв выдвинул ряд идей, существенно расширяющих и обогащающих концепцию гуманитарного образования, придающих ей общефилософское, глобальное основание. В своей актовой речи при вручении мантии почетного доктора Д.С.Лихачёв выдвинул методообразующую идею «вуза XXI века», миссией которого является не «выживание», а создание и апробация новой философии образования, альтернативной современной муниципальной вузовской системе. Тем самым он стимулировал работу авторского коллектива в направлении поиска опережающих форм организации вузовской жизни, сознательного синтеза гуманитарных наук и конкретики экономических, рыночных, правовых, отношений нашего времени. По мысли Д.С.Лихачёва, процесс взаимовлияния этих сфер нашей жизни в современной политической, экономической и социокультурной ситуации насущно необходим: культура упорядочивает действия личности, прагматика придаёт гуманитарной деятельности морфологическую жесткость избавляя эти столь «тонкие» сферы научной жизни от «наукообразного балласта». Кроме Д.С.Лихачева, почетными докторами Университета стали личности, олицетворяющие вершины духовно-нравственной и интеллектуально-творческой деятельности - выдающиеся композиторы Г.В.Свиридов, А.П.Петров, прима-балерина российского балета Н.С.Дудинская, гениальный скульптор М.К.Аникушин. Важно подчеркнуть, что деятельность почетных докторов многогранна и разностороння. Они не только внесли большой вклад в разработку концепции гуманитарного образования, но и принимают активной участие в ее реализации. Так, например, звание Почетного Доктора СПГУП М.К.Аникушин воспринял не только как награду. Его участие в создании Университета было не формальным актом, а отражением вечной, неиссякаемой потребности Художника в насаждении высоких нравственных идеалов в обществе, оно проистекало из стремления открывать, где только возможно, новые каналы классического образования. М.К.Аникушин помог определить верную стратегическую линию, зиждящуюся на синтезе традиционных и новых университетских специальностей, справедливо считая, что такой синтез придаст вузу неповторимое лицо. Он верно почувствовал и поддержал идею искусствоведческого образования на базе соединения специальных наук, гуманитарных дисциплин и специфически «рыночных» аспектов юридического и экономического толка. Интуитивно, подобно каждому большому художнику, он понял необходимость нового взгляда на обучение искусству, культуре - на стыке разных, порой векторно противоположных тенденций современной российской действительности. Непростая дилемма - увязка «низкого» рынка и художественного вдохновения была решена Университетом при непосредственном и активном участии М.К.Аникушина. В то же время он постоянный участник различных научных и общественных форумов, проходящих в стенах СПГУП. М.К.Аникушин регулярно читает лекции студентам - будущим искусствоведам, проводит творческие встречи в мастерской, оказывает консультации и практическую помощь в привлечении ведущих специалистов - искусствоведов, эстетиков, историков. Эта деятельность во многом способствовала повышению престижа факультета и вуза в целом. Духовное пространство Университета формировалось также образами зарубежных ученых - носителей наиболее прогрессивных идей гуманитаризации и гуманизации образования, интеграции вузов мира в единое университетское сообщество. Почетными докторами ГУПа избраны ректор Бристольского Университета Д.Кингман (Великобритания) и ректор Линнского Университета Д.Росс (США). На референтацию образовательного пространства ориентирована система мер по выращиванию и поддержке лидеров в студенческой среде, разделяющих идеологию Университета, выражающих своей учебой, участием в научной и общественной деятельности наиболее прогрессивные тенденции образования. Стимулирование потребности в личностном росте осуществляется за счет учреждения именных университетских стипендий, назначаемых не по социально-имущественному признаку, а исключительно на основе реальных результатов, направления на стажировку в ведущие зарубежные вузы, включения студенческих работ в научные сборники университета и др. Цели и приоритеты деятельности: - Гуманизация и гуманитаризация образования, которое в соответствии с «Всеобщей Декларацией прав человека» - «... должно быть направлено к развитию всех сторон личности», способствовать преодолению технократического снобизма, синтезу нового, развитию творческого начала в специалисте, выработке многокритериальных оснований к определению путей решения задач (полезность, эффективность, безвредность, экологичность и т.д.), включению духовно-нравственных критериев в систему профессиональных технологий. - Деполитизация обучения и общественной жизни Университета, как необходимое условие его развития в качестве духовного и образовательного центра; - Повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава как ведущая предпосылка повышения привлекательности вуза в глазах абитуриентов и студентов, роста его авторитета, обеспечения уровня образования, отвечающего международным стандартам; - Приведение нормативно-правовой базы деятельности Университета в соответствие с новыми условиями развития образовательных систем в России и задачами СПбГУП; - Интеграция СПБГУП в систему вузов Санкт-Петербурга, России, мировую систему высшего образования; - Установление многоуровневых и многосторонних связей Университета с субъектами государственной власти (район, город, Российская Федерация), государственными органами руководства высшей школой, различными фирмами, банками, средствами массовой информации для повышения творческого потенциала Университета, расширения его возможностей в решении актуальных задач; - Формирование в глазах общественности образа Университета, соответствующего его новым идентификатам («Университет XXI века», «Первый негосударственный Университет России» и др.), повышающим престижность вуза, формирующим его духовную атмосферу; - Обеспечение органического единства управленческих, экономических, организационных, педагогических, социально-культурных аспектов деятельности Университета. - Создание новой экономической стратегии функционирования вуза, обеспечивающей его развитие в рыночных условиях, опирающейся на самофинансирование, как ведущее условие достижения автономности Университета и самостоятельности в принятии решений и одновременно как показатель успешности и эффективности его деятельности; - Разработка новой управленческой стратегии, позволяющей добиться качественно новых отношений между Университетом, с одной стороны, и учредителями (ФНПР), ГК РФ по высшему образованию (ныне - Министерство образования РФ), администрацией города и района, другими вузами России и зарубежных стран и т.п., с другой стороны; оптимизировать отношения между администрацией вуза и преподавателями, фирмами, предприятиями, студентами и т.д. - Формирование инновационной организационно-педагогической модели, ориентированной на дальнейшую гуманитаризацию образования, оперативное реагирование на ситуацию на рынке труда, на достижение высокой эффективности обучения за счет использования современных методик и новейших технологий; - Психологическая перестройка коллектива в связи с отказом от традиционной конкурсной системы замещения вакансий и перехода на контрактные формы построения трудовых отношений, повышенные требования к педагогической, научной, организационно-методической, воспитательной и другим сторонам деятельности; - Формирование нового образа Университета не только как образовательного и научного, но и духовного и социально-культурного центра.
|