Введение. Современная социокультурная ситуация в России сложна и противоречива
Современная социокультурная ситуация в России сложна и противоречива. Она характеризуется интенсивным проявлением как позитивных, так и негативных тенденций. С одной стороны, исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры минувших эпох - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, православное богословие и др. Происходит коренная реформа образования, активно развивается его негосударственный сектор. Активизируется социально-культурное творчество отдельных групп и слоев населения, обогащается спектр культурных инициатив. С другой стороны, глубокую озабоченность вызывает сегодняшнее состояние духовности. Результаты многочисленных исследований фиксируют снижение показателей духовной жизни общества, значительную переориентацию общественного сознания с гуманистических идеалов на ценности материального благополучия, гедонизма. Снижается уровень гуманитарной культуры. Происходит интенсивное разрушение русского языка, ведущее к деформации национальной картины мира. Теряет позиции гуманитарная интеллигенция, которая традиционно считалась в обществе флагманом личностного развития. Практически невостребованным в ходе реформирования страны остается огромный человекотворческий потенциал российской гуманитарной культуры. Эти негативные тенденции во многомобусловлены кризисом самого гуманитарного образования как института духовной преемственности,причины которого лежатв мировоззренческой плоскости и связаны прежде всего с неразработанностью теоретических и методологических основ его реформирования. Актуальность обращения к проблемам гуманитарного образования определяется также его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности.Гуманитарное образование — это основа основ духовной жизни человека. Оно определяет суть любого таланта - чем бы личность не занималась в профессиональном плане, гуманитарная культура проявится и обеспечит ей рост и в узкоспециальной сфере, ибо духовность не существует сама по себе, “она должна быть оснащена знанием и владением громадными пластами мировой и, в первую очередь, отечественной культуры” (В.А.Чернушенко). Можно выделить, по крайней мере, три уровня решения обозначенных выше проблем, которые определили логику настоящей монографии: 1. Всестороннее и комплексное исследование гуманитарной культуры (ее сущности, функций, специфики российской гуманитарной культуры, раскрытии самого понятия гуманитарности и др.). 2. Разработка теоретико-методологических основ реализации возможностей гуманитарной культуры в развитии личности в сфере образования. Сегодня возникла необходимость в формировании новой образовательной философии, ибо жизнь показывает, что образование, центрированное на передачу максимального объема знаний, исключающее духовно-нравственную основу человеческого становления и существования, неизбежно влечет за собой кризис социально-культурной и личностной самоидентичности. Метафизические основы традиционных образовательных систем базирующиеся, как правило, на признании лишь одной сущностной силы человека, ограничивает развитие человеческой индивидуальности экзистенцию. В этой связи гуманитарное образование рассматривается как важнейший механизм культурной преемственности, форма сохранения и развития культурного достояния нации и всего человечества, фактор жизнеспособность молодого поколения, которое завтра будет полностью определять настоящее и будущее России, как основной ресурс духовного возрождения России и в силу этого - как стратегическое направление государственной политики. 3. Создание модели гуманитарного университета, обеспечивающей реализацию потенциалов и функций гуманитарной культуры. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость рассмотрения вуза как социального института трансляции культурных норм, ценностей, идей, как социокультурной системы, готовящей человека к оптимальному существованию в социуме и культуре. В соответствии с обозначенными выше группами проблем выстраивалась структура монографии: В I разделе дан анализ понятия “гуманитарная культура”, определены ее потенциалы и функции в системе “общество-человек”, выявлены сущностные черты российской гуманитарной культуры: ее антропокосмизм, целостность и синкретичность, экзистенциальность, “онтологический реализм” и соборность. Автор приходит к выводу о том, что обращение к текстам отечественной гуманитарной культуры приобретает сегодня особую актуальность, ибо в них заложены мировоззренческие предпосылки адекватного понимания подлинных причин духовного кризиса в условиях кардинальных общественных перемен, поиска оптимальных моделей общественных преобразований, разработки условий формирования духовного облика человека постиндустриального общества. Проблема востребованности культурно-идентификационного, ценностно-ориентационного, нормативно-регулирующего и консолидирующего потенциала отечественной гуманитарной мысли особенно актуальна для молодежи, которая наиболее остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественного идеала и разрушением традиционных механизмов культурной преемственности. Существенное внимание уделяется анализу потенциалов гуманитарной культуры в решении проблем индивидуализации и социальной интеграции молодежи, которые, в свою очередь, определяются ее смыслоориентационными, идентификационными и самореализационными возможностями. Интердисциплинарный характер исследования феномена гуманитарной культуры потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей философии, культурологии, социологии, педагогики. Автор опирается на понимание культуры как сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, формы созидания и наиболее полного выражения человеческой природы, как процесса создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Гуманитарная культура понимается как экзистенциально ориентированный “массив” способов и результатов деятельности людей, в которых воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность (М.С.Каган), как система духовных ценностей (нравственных, эстетических, политических, религиозных), определяющих смысложизненную направленность личности, выбор жизненного призвания как добровольного и сознательного служения обществу (В.Г.Иванов).Отечественная культура рассматривается как основа духовной безопасности народа, как важнейший фактор нравственного обновления общества и ресурс общественных преобразований. Методологическую основу анализа функций гуманитарной культуры составили: а) современные идеи, раскрывающие закономерности и факторы саморазвития социальных систем, объясняющие их стабильность сохранением динамического баланса между инструментальной и гуманитарной культурами, компенсацией разрушительного потенциала производственных технологий культурно-психологическими механизмами сдерживания (А.Назаретян); б) принципы синергетического мышления, определяющие возможности и пределы вмешательства в процесс функционирования социальных систем возможным спектром их развития, внутренней логикой самой системы, ее собственными тенденциями и механизмами саморазвития (И.Пригожин). При решении проблем, связанных с сущностью и функцями гуманитарной культуры автор учитывал идеи и концепции, выработанные в рамках философии, теории и истории культуры. Теоретико-методологическиими ориентирами стали работы А.И.Арнольдова, В.С.Библера, М.М.Бахтина, Л.П.Буевой, Л.Н.Гумилева, П.С.Гуревича, А.Я.Гуревича, И.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Н.И.Конрада, Д.С.Лихачева, М.Ю.Лотмана, А.Ф.Лосева, С.Н.Иконниковой, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.В.Соколова, С.А.Токарева, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др., в которых были выработаны исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подхода к анализу культуры, дана характеристика сущности культуры, определены ее функции в жизни общества, выявлен смысл и содержание культуротворческих процессов, дана характеристика цивилизации как уровня развития и определенного качества бытия культуры в мире, показана деятельностная природа человека, раскрыты механизмы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры. При анализе специфики российской гуманитарной культуры принципиально важными стали работы Х.Ф.Сабирова, В.Н.Акулинина, В.Н.Сагатовского, А.И.Новикова, в которых анализируется специфика и человекотворческий потенциал отечественной гуманитарной мысли. Во II разделе “Гуманитарное образование как институт духовной преемственности и социально-культурной интеграции” осуществляется ретроспективный анализ становления различных моделей университетского образования в соответствии с определенным типом культуры, рассматриваются проблемы реформирования гуманитарного образования, обосновываются ведущие направления его развития, предлагается концепция гуманитарного образования (его философия и организация). Методологической основой разработки концепции высшего гуманитарного образования стали а) философско-антропологические идеи и теории отечественной философии (Н.Бердяев, С.Булгаков, Вл.Соловьев, П.Флоренский, С.Франк, И.Ильин); б) мысли Вернадского о ноосфере как высшей стадии развития биосферы и грядущем этапе человеческой цивилизации как эры разума; в) современные идеи, рассматривающего человеческое творчество как процесс реинтерпретации и “перепонимания”, как способность приблизить к себе чужой текст, найти в нем самого себя (В.В.Налимова); г) принципы “гуманного воспитания”, основанного на уважении личности студента (Н.И.Пирогов, С.Т.Шацкий); д) современные образовательные и воспитательные теории (А.А.Бодалев, П.И.Бабочкин, Е.В.Бндаревская, О.С.Газман, В.М.Коротков, А.А.Королев, Б.Т.Лихачев, Л.И.Новикова, Б.А.Ручкин, Б.Г.Юдин и др.). В решении общекультурологических, мировоззренческих проблем гуманитарного образования особую роль сыграла комплексная научно-исследовательская тема ГУПа “Гуманитарная культура как фактор преобразования России” и конференция, посвященная итогам первого этапа исследовательской деятельности. Принципиально важными для решения проблем высшей школы в целом и гуманитарного образования в частности стали для нас выступления С.Н.Иконниковой, А.И.Новикова, Ю.У.Фохт-Бабушкина, И.В.Бестужева-Лады, в которых содержатся актуальнейшие идеи и подходы к реформированию гуманитарного образования. В III разделе “Гуманитарный вуз как социально-культурная система: от концепции - к практике” разрабатывается модель гуманитарного вуза, включающая философию Университета, его миссию, принципы, цели, задачи, раскрываются организационно-управленческие, правовые, Безусловно, автор отдает себе отчет в том, что данная монография является лишь попыткой осознать сущностные функции гуманитарной культуры и выстроить на этой основе образовательную философию, соответствующую новой культурной реальности. В полном объеме решение всего блока проблем требует комплексного изучения исторического опыта, тенденций и специфики высшего гуманитарного образования в России; оценки потребностей в подготовке и переподготовке основных специалистов гуманитарного профиля; обобщения и осмысления зарубежных концепций и опыта высшего гуманитарного образования и гуманитаризации высшей школы; разработки оптимальной модели интеграции гуманитарного образования с отраслевой наукой и практикой; выработки системы условий оптимизации гуманитарной подготовки специалистов и др. Автор приносит благодарность участникам научно-исследовательской программы Гуманитарного Университета профсоюзов “Гуманитарная культура как фактор преобразования России” и приглашает ученых и специалистов к дальнейшему сотрудничеству и совместному поиску оптимальных путей реформирования гуманитарного образования - проблемы, от успешности решения которой во многом будет зависеть будущее России.
|