Студопедия — ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА






Сократ (469—399 до Р. X.) — великий древнегречес­кий мыслитель. Он родился в Афинах, в семье камено­теса-скульптора и повитухи. Возмужав, он унаследовал профессию отца, но в сорокалетнем возрасте почувство­вал неодолимое желание заняться философией, в резуль­тате чего все прочие жизненные интересы отодвинулись для него далеко на задний план. Забросив домашние

•74*


дела, Сократ стал проводить большую часть времени в философских беседах-диспутах с афинскими интеллек­туалами. Обладая сильным умом, талантом красноре­чия и ярко выраженным познавательным интересом, он утвердился в мысли, что в живом философствовании заключается его истинное жизненное предназначение. «Меня Бог поставил в строй и обязал заниматься фило­софией, испытуя себя и людей», — говорил он о себе.

Будучи ироничным и принципиальным диспутантом, беспощадным к таким человеческим порокам, как лице­мерие, тупоумие, корыстолюбие, Сократ приобрел себе немало недругов среди афинских обывателей. В конеч­ном счете трое из них написали совместный донос, в котором требовали, чтобы Сократ, будто бы не призна­вавший богов и развращавший своими речами молодежь, был приговорен к смертной казни. Афинский суд, состо­явший из пятисот присяжных, рассмотрел дело Сократа и посредством голосования вынес ему смертный приго­вор. Спустя некоторое время, Сократ, отказавшийся от побега, который ему хотели организовать друзья, выпил чашу с ядом.

Внутри эмпирической личности Сократа, обычного афинянина, толстого, лысого, курносого, обремененного семьей, существовало метафизическое «я», которое сам Сократ называл «даймоном», «гением» или внутренним голосом. На суде он говорил, что всегда повиновался тем советам, которые давал ему «даймон». Так, внутренний голос некогда предостерег Сократа от занятий государ­ственными делами. И философ имел впоследствии много возможностей, чтобы убедиться в правоте «даймона», в том, что если б не послушался, то давно бы уже погиб, не принеся пользы ни себе, ни Афинам. Обычному чело­веку невозможно уцелеть, говоря властям о несправед­ливости и беззакониях, творимых государством. Тот, кто действительно ратует за нечто благое, должен оста­ваться частным лицом. Только так можно сохранить духовную свободу и возможность поиска истины. В про­тивном случае философу легко потерять себя. Душа того, кто с головой окунется в политическую жизнь, не будет поспевать за сменой внешних впечатлений. Чуж­дые ей требования станут раздирать ее на части. Она

75 •


будет деформироваться и сжиматься под давлением внеш­них обстоятельств. Утратив свободу и способность вос­парять над миром, душа утратит связи с высшей реаль­ностью, впадет в полусонное состояние, из которого ее будет невозможно высвободить. Сократ чрезвычайно до­рожил способностью внимать голосу своего «даймона» и высоко ценил статус свободного мыслителя, чье духов­ное «я» постоянно пребывает в состоянии бодрствова­ния, всегда готово к энергичным интеллектуальным уси­лиям, штурмам самых сложных философских проблем. Вся сила философского дара Сократа ушла в устное слово. Он не писал ни трактатов, ни философских поэм, ни трагедий, ни диалогов. Если бы не два ученика Сокра­та, Ксенофонт и Платон, имевшие склонность к литера­турному творчеству и запечатлевшие некоторые беседы Сократа с согражданами, его имя вполне могло бы кануть в Лету. Несмотря на то, что о мыслителе и его взглядах принято судить по его сочинениям, в случае с Сократом приходится иметь дело с текстами, вторичными по отно­шению к его истинному кредо. Неведомо, каким было это кредо на самом деле, а известен лишь философ по имени Сократ, изображенный Ксенофонтом и Платоном.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия