Актуальность исследования. Обоснование научной проблемы
Технический редактор: Компьютерный набор Корректор: Компьютерная верстка: И.Л. Карюков Н.И. Тараканова Е.Р. Хекконеи Е.А. Микерова Издательство НПО «МОДЭК». 394000, г. Воронеж, а/я 179. Тел.: (073-2) 49-87-35. W * Московский психолого-социальиый институт 113191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а. Сдано в печать 23.12.98. Формат 84x108/32. Бумага газетная. Гарнитура «Тайме». Усл.п.л.29,4. Тираж 10.000. Заказ № 3266. Отпечатано с компьютерного набора в издательско-полиграфической фирме «Воронеж». 394000, г. Воронеж, пр. Революции, 39. ч
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru АРХИТЕКТОНИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук Москва – 1998 Общая характеристика работы_ 1 Основное содержание исследования_ 15 I. Социокультурная асимметрия русской истории_ 16 1.1. Русская история как феномен культуры_ 16 1.2. Пограничность и интертекстуальность русской культуры_ 24 II. Логика “взаимоупора” в строении и развитии русской культуры_ 33 2.1. Принцип “взаимоупора” в топологии русской культуры_ 33 2.2. Феномен “эристики” в истории русской культуры_ 39 III. Архитектоническое целое русской культуры_ 46 3.1. Первичные конфигурации русской культуры_ 48 3.2. Вторичные конфигурации русской культуры_ 54 3.3. Горизонт социокультурной полноты в русской культуре_ 62 Общая характеристика работы Актуальность исследования. Обоснование научной проблемы. В современных культурологических исследованиях обращают на себя внимание два методологических подхода к изучению культуры, обладающих, с одной стороны, теоретической глубиной и обобщенностью, а также высокой продуктивностью анализа; с другой же стороны, характеризующихся исключительной автономностью и независимостью друг от друга, в некотором смысле – даже взаимной несовместимостью. Согласно первому из них, феноменологическому, исследуемый имманентно мир феноменов культуры – это совокупность “чистых сущностей”, “идей”, интеллигибельных, т.е. по самой своей природе доступных не чувственному, а собственно интеллектуальному созерцанию, и задача философского познания культуры состоит в том, чтобы минимизировать наслоения различных преходящих, чувственно-эмпирических, привнесенных извне, субъективных смыслов, затемняющих подлинную сущность изучаемого предмета и, следовательно, интенциональность понимающего сознания. Другой важный современный методологический подход к изучению культуры – социокультурный, рассматривающий динамику культуры во взаимосвязи с социальной динамикой и, как правило, в зависимости от последней; тем самым выявляется интегральная социодинамика культуры, объясняющая как функциональные, так и исторические изменения в культуре. По видимости, изучение феноменологии культуры и ее социодинамики представляет собой неразрешимое противоречие: феноменология статична и умозрительна, она имеет дело с духовными метафизическими сущностями, в принципе неизменными и априорными; что же касается социодинамики культуры, то она обращена к социальным и культурным процессам, развертывающимся в самой действительности и неотрывным от чувственного опыта и практики людей, а потому эмпирична и текуча. За смысловыми противопоставлениями феноменологического и социокультурного подходов вырастает серьезная и трудно решаемая научная проблема,положенная в основу настоящей диссертации, – соединить в рамках единой логики национальной культуры составляющие ее культурные феномены, – качественно различные и разрозненные между собой, разновременные, обладающие различной смысловой значимостью, разной степенью объективности и обобщенности; показать внутреннюю взаимосвязь между статикой культуры (феноменологической системностью) и ее динамикой (социокультурным развитием); представить национальную культуру (в данном случае русскую) в виде динамической модели – сложно структурированного, иерархизированного и непрерывно развивающегося (самоорганизующегося) ценностно-смыслового единства, различно проблематизируемого разными ее субъектами в различном историческом контексте, – осмысленного в данном исследовании как архитектоника. Особую актуальность этой проблеме придает ее концептуальное приложение к русской социокультурной истории, как известно, вообще характеризующейся особым динамизмом и непредсказуемостью, с одной стороны, и не менее знаменитой повторяемостью и сущностной неизменностью на протяжении веков, с другой. Новая катастрофическая ломка, которой подвергается отечественная культура в течение последнего десятилетия воплощает ее модернизационные интенции и в то же время лишь обнажает ее исконные социокультурные конструкты, апеллирующие к традиции. В социокультурной истории России (как, по-своему, в любой иной) факторы постоянства и изменчивости, содержательной системности и динамики находятся в определенном соответствии, и имманентная логика саморазвития русской культуры парадоксально отображает смысловой “каркас” российской цивилизации. Между тем характер этого соответствия остается до сих пор не выявленным и не объясненным теоретически.
|