Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проективное рисование





Проективное рисование считается интенсивным методом пси-хокоррекционной работы. С его помощью совершенствуются пси­хические качества личности, повышается ее художественная ком­петентность, человек получает возможность освободиться от сильных переживаний и конфликтов, усилить ощущение собственной лич­ностной ценности, развить навыки внимания к собственным чув­ствам. В рисовании ему предоставляются условия для непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.

Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков. Когда людям бывает трудно вы­разить свои мысли словами, они прибегают к рисованию, а затем в беседе раскрывают свои чувства и объясняют причины действий. Различные виды рисования помогают наладить сотрудничество, взаимопомощь, учат корректировать совместные действия. Кроме этого, проективное рисование помогает интерпретировать и диагно­стировать затруднения в общении. Цель проективного рисования для человека довольно проста — с помощью художественных средств (цвет, форма) передать свое эмоциональное переживание, но ее ре­ализация имеет огромное значение для личностного развития.

В проективном рисовании существует несколько методик. Ча­ще всего в литературе встречается классификация С. Кратохвила, согласно которой оно разделяется на:

—свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;

—коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, обща­
ются с помощью образов, линий, красок;

—дополнительное рисование, когда рисунок идет по кругу уча­
стников: начинает один, другой продолжает, последний заканчи­
вает;

— совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.
Темы рисунков (С. С. Харин):

—собственное прошлое, настоящее: «Мой обычный день», «Я
и дети», «Ситуации, где я чувствую неуверенность»;

—будущее или абстрактное понятие: «Три желания», «Остров
счастья», «Одиночество», «Кем бы я хотел быть»;

—отношения в группе: «Наша группа», «Что ожидал и что по­
лучил от участия в группе».

В методике проективного рисования целевые акценты разнооб­разны, одной из целей может стать развитие способности к соци­альному восприятию. Участник учится описывать свои чувства «чув­ствую, рисую, вижу, говорю о себе, о других».

Можно предложить несколько вариантов заданий. Например, весьма эффективными могут оказаться упражнения «Ты как...», предлагающие с помощью символов изобразить каждого участни­ка группы. Упражнение «Рисунок как ответ» позволяет выразить свое настроение. Для формирования умения партнерских отноше­ний уместно упражнение «Рисунок вместо слов», в котором уча­стникам предлагается нарисовать картину, отображающую их же­лания.

Чтобы ускорить процесс знакомства, можно использовать уп­ражнение «Нарисуй свое имя», в нем задание такое: «Нарисуй свое имя или настроение, возникающее у тебя от воспоминаний о сво­ем имени». Многоцелевым является упражнение с использовани­ем метафор. Задание такое: «Нарисуй «Я себя чувствую, словно...».

Сложные ассоциации вызывают стихи, проза, песни, романсы, которые вполне могут стать темой для задания проективного ри­сования «Текст как тема», они позволяют выразить свои чувства через образное восприятие конкретного текста.

В организации проективного рисования как метода существу­ют свои методические рекомендации:

1. Участие в рисовании должно быть обязательно доброволь­
ным.

2. Следует внимательно отнестись к подбору материала, так как
он несет определенную смысловую нагрузку при выражении чело­
веком себя в рисунке, указывая на область конфликтов и на сте­
пень готовности к эмоциональному самовыражению.

3. С помощью красок эмоции, образы бессознательно протека­
ют через руки прямо в материал и отображают настроения чело­
века с минимальным участием контроля и критики. Акварель и
пастель помогают выразить текучесть и динамичность душевных
процессов. Цветовое богатство восковых мелков дает возможность
разнообразить процесс самореализации, но это твердый материал,
поэтому хорошо подходит тем, кто пугается текучести. Рисование
фломастерами и карандашами предполагает сильный контроль, ими
можно лишь провести линии, нарисовать фигуры с четкими кон­
турами и границами. Выбор этого материала для рисования ука­
зывает на депрессивные моменты (черный карандаш) или на пре­
пятствия в эмоциональном выражении. Бумага для рисования
должна быть большого формата, побуждающая к широким движе­
ниям, особенно если рисуют красками.

4. При выборе упражнения проективного рисования возраст
участника не играет существенной роли.

5. Во время рисования ведущему не следует вмешиваться в про­
цесс. Его предложения или интерпретации могут только помешать.

6. Выражение чувств участниками не должно быть принуди­
тельным, но ведущему следует продумать способы поддержки про­
явления эмоций.

7. Работать над рисунком нужно легко, с удовольствием, по­
этому уместен юмор и упражнения могут носить форму игры.

8. Инструкция по выполнению задания должна отражать мето­
дические особенности того или иного вида рисования. Например,
при использовании для рисования текста его сначала зачитывают,
а затем предлагают нарисовать свое впечатление, а не просто ил­
люстрацию к содержанию. В рисовании музыкальных картин ак­
цент делается на установку свободы проявления: «Дайте вашим
кисточкам (карандашам) возможность потанцевать друг с другом
под музыку».

9. Существует несколько правил обсуждения готовых рисунков:

 

—ведущему необходимо подготовить содержание беседы по по­
воду нарисованного;

—участнику предоставляется право говорить/не говорить о сво­
их рисунках;

—исключается деструктивная критика;

—демонстрация рисунков одновременно, просмотр и сравне­
ние совместными усилиями общего и отличного в содержании;

—если разбирается каждый рисунок отдельно, то он перехо­
дит из рук в руки и участники высказываются о его психологиче­
ском содержании;

—при анализе рисунка учитывается не уровень изображения,
а передача эмоциональных состояний участника.

10. Полезно начинать и заканчивать каждое занятие, если оно
состоит из заданий по проективному рисованию, определенным
ритуалом (телесным упражнением, медитацией).

Рисование позволяет человеку выразить свое отношение к дей­ствительности, в своем творчестве открыть себя.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 2302. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия