ЛОГАЭДИЗАЦИЯ
– один из путей динамики развития культурных явлений впервой пол. ХХв., противоположный верлибризации (см.). Логаэд – это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки ударения и безударные слоги могут располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония, серийное мышление). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1 Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1 И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1 Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1 (О. Мандельштам) (“Основание” “степени” означает количество слогов в слове; “показатель” – место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект метрической семантизации – каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позиция уже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем еще один пример: По холмам – круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2 Под лучом – сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2 Сапожком – робким и кротким – 3/3+ 2/1+ 3 За плащом – рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3 (М.Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части – первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения. Логаэд – размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М.Цветаева и Вяч.Иванов). Это было частью более общего движения, которое мы называем Л. и суть которого состоит в том, что оно представляет фрагмент системы как всю систему. Механизм Л. – повышенная ограниченность структуры, то есть в конечном счете редукционизм. Но это особый, мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которой должен стоять данный элемент, семантически маркируется, то фактически любой элемент приобретает черты, присущие именно этой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. Тоже самое имеет место в мифологическом сознании (см.), где аккумулируется система отождествлений одного и того же места: сыра земля – это мать Богородица; вульва – амбивалентный материально-телесный низ (см. карнавализация). Л. захватила очень многие слои культуры ХХв. Так, например, система взаимных отождествлений характерна для неомифологического романа-логаэда А.Белого “Петербург”: Аполлон Аполлонович – Николай Аполлонович; Кант – Конт; Шишнарфнэ – Енфраншиш; все герои отождествляются с мифологическими персонажами и одновременно – с реальными прототипами. И все это написано с резким ограничением на состав слов – метрической прозой, как будто одним бесконечным трехсложным размером. Музыкальная Л. – это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются на интервалы, и серии вторично семантизируются. В живописи непосредственный аналог Л. – кубизм. Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХв. Это логический позитивизм, который действует таким же редукционистским образом: накладывает ограничения на философскую проблематику, объявив большинство философских проблем псевдопроблемами. Сама структура главного произведения аналитической философии “Логико-философского трактата” Л.Витгенштейна представляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложение заковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходит вторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке – один из мифов 1-й пол. ХХв. – это мифологическая редукция. К середине ХХв. Л. и верлибризация начали конвергировать в соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере таких произведений как “Игра в бисер” Г.Гессе, где проявляются и логаэдические и верлибристские начала. Лит.: Лосев А.Ф. О пропозициональной функции древнейших лексических структур // Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. По языкознанию. – М., 1980. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. – Таллинн, 1992. – Т. 1. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986. Руднев В. “Логико-философский трактат” Витгенштейна как неомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico-philosophicus / Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст. В.Руднева (в печати).
|