Студопедия — Мифологическая организация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифологическая организация






Мифы выступают в роли банка данных, из которого черпаются все серьезные идеи и цели. Даже, если не признавать существования определенных архетипов, нам следует согласиться, что определенный набор сюжетов имеет высокую степень повторяемости, и новый сюжет возникает с опорой на их существование. Например, американский фильм, названный в переводе «Мой друг Датч». В нем богатый мальчик из разведенной семьи едет по Америке к своей матери в сопровождении ее любовника, которого ненавидит, поскольку он принадлежит к другой социальной среде. Во время этого путешествия он избавляется от своей заносчивости и в итоге отворачивается от своего богатого отца. Перед нами сюжет «Принца и нищего», в рамках которого богатство ассоциируется с набором не очень хороших качеств. Оказавшись в реальных, а не в тепличных условиях, мальчику приходиться отказываться от многих привычек, чтобы адаптироваться к новой среде. Например. Он в столовке для бедных делится куском хлеба с девочкой-негритянкой, т. е. начинает проявлять качества, которых ранее у него не было. Эти качества учитывают существование других людей, ранее не имевших доступа в мир этого мальчика.

Известный фильм «Один дома» эксплуатирует мифологему «Мой дом – моя крепость», именно опора не на нее позволяет маленькому мальчику противостоять 2-м взрослым грабителям. Именно эта мифологема задает все правила поведения и оправдывает сюжет.

Сама идея «хеппи-энда» опять-таки мифологична, поскольку задает четкую интерпретацию мира: что бы в нем не происходило, мир все равно вознаграждает достойного. Это в достаточной степени христианское представление, и поэтому оно столь широко распространено. Кроме того, напряжение, создаваемое фильмом, с точки зрения психологии обязательно должно быть разрешено.

Та простота американского кино, которая часто раздражает европейского зрителя, одновременно говорит о выходе на уровень, более соответствующий массовой аудитории. Именно отсюда кассовый успех этих фильмов. Кино в этом плане выступает в качестве серьезного индикатора интересов массового сознания. Детскость американского взрослого кино (типа «Супермена») говорит лишь о детскости массовой аудитории в своем суммарном качестве. Если бы коммерческий успех лежал в иной плоскости, кино бы быстро перестроилось, поскольку оно не диктует зрителям свои интересы, а отражает интересы своего зрителя.

С. Эйзенштенн считал, что форму в искусстве задает тенденция к регрессу. То есть опора на апробированные сюжетные образцы, содержание же дает тенденцию к прогрессу.

«Воздействие на зрителя или слушателя возможно лишь при условии, что самой формой произведение обращено к этим глубинным архаичным слоям сознания. Оно от них неотделимо и поэтому может подвергнуться самой жестокой критике тех высших слоев сознания, участие которых в современном искусстве желательно, но не всегда осуществимо». Цирк, с точки зрения Эйзенштйена максимально эксплуатирует эту чувственную составляющую, поэтому его нельзя нагружать никаким содержанием.

Общей мифологией начинает «обрастать» любая социальная группа в результате многочисленных коммуникативных контактов. В том числе и искусственно созданные идентичностью. Например, «новая общность – советский народ» обладала не только официальной советской мифологией, но и неофициальной, выражаемой, например, фильмом «Ирония судьбы», в котором отсутствовали идеологические отсылки, что полностью противоречило официальному пласту, поддерживаемому государственным аппаратом. Набор фильмов, транслируемых телевидением в новогодние праздники, четко отражает существование этой мета-культуры.

Есть определенная жанровая мифологема, например, детектив. Он проходит под знаком мифологического противостояния злодея и героя, герой часто реализуется в виде детектива или полицейского. Злодей в рамках предложенной грамматики должен выиграть все битвы, кроме последней. При этом герой должен победить в единоличном поединке, не прибегая к помощи своих коллег. По этой причине последний бой, как и многие другие, практически неотделим от нападений злодея.

Можно также выделить следующие отклонения детектива от нормы:

1) это включенность в действие, когда зритель/читатель практически не имеет возможности оторваться до последней секунды/последней страницы. Можно сказать, что в этом случае вербальный и, соответственно, дискретный текст превращается в континуум, характерный для визуального текста.

2) Приоритет отдается разным типам знаков. Если для нормы характерными являются знаки-символы, то для детектива значимым оказываются знаки-символы, то для детектива значимыми оказываются знаки-индексы, по которым восстанавливается преступление.

3) Детектив более эмоционально нагружен. Подобного рода текст отражается в его сюжетной бедности. Собственно говоря, мы имеем то же соотношение в таких эмоционально нагруженных текстах, как эстрадная песня, для которой также характерна эмоциональная бедность сюжета.

 

 

5. Коммуникативная организация.

 

В качестве закона коммуникативных технологий следует признать тенденцию опоры при выдаче своих сообщений на уже имеющиеся в обществе коммуникативные потоки. Коммуникация лежит в их основе, поскольку путем внесения изменения в коммуникацию пытаются достичь изменений в поведении за счет произведенных изменений в модели мира человека. Эти переходы можно проиллюстрировать следующим образом:

Изменения в коммуникации изменения в модели мира Изменения в поведении

 

Избрав опору на имеющиеся в обществе типы коммуникации, естественным образом мы переходим к следующему шагу – опоре на наиболее эффективные для данной аудитории типы коммуникаторов. Это связано с принятой двухступенчатой схемой коммуникации, когда было обнаружено, что на аудиторию не только и не столько действуют СМИ, как последующее обсуждение их новостей вместе с «лидерами мнений». В этом же смысле используется термин «ключевые коммуникаторы».

Р. Орт предлагает разграничивать «людей престижа» и «ключевых коммуникторов». И те, и другие имеют воздействие на публику, но «людям престижа» более свойственна роль «привратников», определяющих какие новости попадут к аудитории. В то же время «ключевые коммуникаторы» сами воздействуют на население. Поскольку они находятся с населением в постоянном контакте им лучше известны его желания и интересы. Есть два типа ключевых коммуникаторов: обладающих влиянием в одной сфере, и обладающих влиянием во многих сферах. Последние типажи характерны для традиционных видов обществ. Список «ключевых коммуникаторов» конкретизируется выбором темы. О которой идет речь. Но при этом для некоторых обществ можно составить список носителей подобного коммуникативного влияния. Например, для Таиланда этот список выглядит следующим образом (по степени важности): монахи, профессионалы, военные, правительственные чиновники, врачи, торговцы. В отличие от старшего поколения, молодежь более внимательно следит за иностранными новостями.

Общие характеристики ключевого коммуникатора могут быть суммированы следующим образом:

· Он более открыт масс-медиа и другим источникам информации, он передает эти новости дальше группе, попутно интерпретируя их.

· Обычно с него начинаются процессы технологических новшеств.

· Он занимает более центральное место в обществе, более четко выражая ценности своей группы. Он в большей степени является частью группы, чем люди престижа.

· В области сельского хозяйства, общественных отношений, медицины его статус выше, чем у других.

· Он, как правило, более образован.

· Он более молод.

Из этого набора следует, что перед нами более молодой член общества, который тем не менее более образован и занимает более высокие позиции. Для поиска ключевых коммуникаторов предлагается следующее:

· Социометрический метод: членов группы опрашивают, к кому они обратятся за советом или информацией.

· Метод ключевых коммуникаторов: экспериментатор опрашивает наиболее информированных членов группы, кого они считают ключевыми коммуникаторами.

· Метод самоопределения: респондент отвечает на набор вопросов, позволяющих определить, является ли он ключевым коммуникатором.

В другой своей работе Р. Орт выделяет ряд характеристик источника сообщения, которые влияют на его эффективность:

· Близость с получателем информации. Близость оценок важнее близости области, в которой достигается воздействие. В целом, чем ближе источник и получатель друг к другу, тем скорее будет достигнуто изменение получателя. Кстати, по этой причине в теории переговоров одно из первых правил требует демонстрации близости (биографии, интересов, хобби и т. д.) переговорщика с оппонентом.

· Намерение. Если намерение к убеждению явное, аудитория будет относиться к такому сообщению с подозрением. При проведении психологических операций важно помнить, что потребитель информации всегда будет стремиться приписать намерение к воздействию подобных сообщений. Возможной стратегией в этом случае является демонстрация того, что источник относится с симпатией к получателю.

· Противоречие. Оно должно быть таким. Чтобы сохранилась возможность для общих действий. Поэтому источник должен находиться в рамках допустимого для получателя информации.

· Достоверность. Источник должен быть достоверным для получателя. Он может быть достоверным для получателя в одной ситуации, но стать недостоверным в другой. Следует анализировать этот феномен только с точки зрения аудитории.

· Экспертиза. Чтобы быть эффективным источник должен обладать экспертными оценками в обсуждаемой области.

В целом процесс коммуникации должен протекать таким образом, чтобы усилить те параметры, которые обладают воздействующей силой на источник. Р. Чалдини рассмотрел такие воздействующие характеристики, как титулы, одежда и атрибуты. Эксперименты показали, что 95% автоматически выполнили явно ошибочные указания врача. С точки зрения одежды, то экспериментатор, одетый в форменную одежду, имел больше успеха, когда заставлял окружающих на улице выполнять некоторые свои требования. Например, процент пешеходов, которые подчинились требовнаиям человека в униформе, составил 92%. В качестве примера атрибута рассматривались престижные автомашины: 50% водителей терпеливо ждали, когда подобная машина тронется с места на зеленом сигнале светофора, в то время как почти все сигналили, когда это же происходило со стоящей перед ними дешевой моделью. То есть в ряде ситуаций человек ведет себя автоматически, не задумываясь, и эти ситуации представляют особый интерес для коммуникатора.

Распространение идей может подчиняться теории диффузии Э. Роджерса. В соответствии с ней критической точкой распространения становится 5% популяции, но чтобы их убедить, следует достичь своим сообщением 50% популяции. При переходе через 20%, идея живет уже своей жизнью и более не требует интенсивной коммуникативной поддержки.

Э. Роджерс предложил 6 этапов, через которые проходит процесс адаптации идеи:

  1. Внимание.
  2. Интерес.
  3. Оценка.
  4. Проверка.
  5. Адаптация.
  6. Признание.

Э. Роджерс выделил по отношению к признанию новой идеи или товара следующие 5 типов людей:

1. Инноваторы. Число которых составляет 2,5%. Они мобильны, имеют коммуникации за пределами локальной культуры, в состоянии признавать абстрактные идеи.

2. Ранние адапторы, составляющие 13,5%. Это респектабельная группа, интегрированная в локальную культуру и представляющая в ней лидеров мнения.

3. Раннее большинство, составляющее 34%. Это колеблющиеся. Они принимают новые идеи как раз перед тем, как их примет средний житель.

4. Позднее большинство, составляющее 34%. Это скептики, принимающие решение после того, как это сделает средний житель. Для него важным является давление окружающих.

5. Поздние адапторы, составляющие 16%. Это традиционалисты. Они последними принимают решение и очень подозрительны ко всему новому.

Такое распределение важно для продвижения новых товаров или услуг, поскольку их введение оказывается возможным только с помощью отдельных слове населения, которые более расположены ко всему новому. Существует также группа людей, принципиально далекая от всего нового.

Необходимо также уделить внимание теории коммуникативных систем как подразделу теории коммуникации. В основе обоих теорий лежит понятие информационной асимметрии, однако его использование различно. Информационная асимметрия вызывает к жизни коммуникацию с тем, чтобы в результате ее прошедшая коммуникация уравняла знания источника и получателя. В принципе о коммуникативной единице мы можем говорить именно в аспекте, когда решение одного индивидуума выполняется другим, то есть когда имеется переход между двумя системами. Коммуникация – это всегда межуровневая передача информации.

В то же время говоря о коммуникативной системе мы говорим как о системе, в которой поддерживается информационная асимметрия. Например, текст является такой замкнутой коммуникативной системой. Коммуникативные системы заинтересованы в средствах создания и поддержания информационной асимметрии. В тексте это будет: разрешенные и запрещенные варианты поведения героев, типичные характеристики героя/антигероя, типичный финал, типичный конец. Текст – это искусственно поддерживаемая ассимметрия в рамках определенного пространства. Поэтому исследователи текста придают большое значение понятию его рамок, границ. Потребитель информации заинтересован в информационной асимметрии – сравним возвращение к тому же тексту, перечитывание текста.

 







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия