Расстояние чаще выступает не как носитель контраста, а как дополнительное осложняющее обстоятельство в контрастных отношениях
Любой контраст и любая асимметрия вообще сразу вносят в композицию динамику. Всякое противопоставление этих двух элементов в результате подталкивает глаз читателя от одного элемента к другому. Простейший способ добавить в композицию динамику – включить изображение какого-то реального объекта, которому свойственно движение: автомобиля, бегущего человека, летящего самолета. Надо помнить, что для любого движения нужно и свободное место, чтобы движение не упиралось лбом в стену, а имело достаточно места для развития. Любое движение вводит вектор направления, который обязательно должен быть скоординирован с другими линиями композиции. С другой стороны, нерезкость направления движения дает возможность использовать динамические элементы для ввода в композицию диагонального мотива, не конфликтующего с горизонталями и вертикалями. Самым явным воплощением динамики является анимация. Динамика восприятия анимации далеко не всегда совпадает с динамикой самих движущихся объектов. Простые непродолжительные движения зритель может проследить полностью. Но, чтобы удерживать внимание зрителя достаточно долго, мало просто движения – необходимо развитие превращения, развитие действия. Фрагменты анимации на обычных страницах лишь помогают расставить акценты и выделяют ключевые точки композиции. Чаще, чем явная, встречается неявная динамика. Сила, с которой линия увлекает взгляд, зависит не от общей ее активности в композиции, а от того, как оформлены ее концы. Если они не упираются в другие элементы, а подвешены в воздухе, движение ускоряется. Если у линии свободен только один конец, возникшая асимметрия еще сильнее разгоняет восприятие. Задать еще большее ускорение можно, поставив у свободного конца линии небольшой динамический объект – треугольник, наконечник и пр.
Все сказанное о линиях справедливо и для любого ряда повторяющихся объектов. В отсутствие какой-либо асимметрии или развития движение выражено очень слабо. Тем не менее, натренированные чтением глаза скользят по горизонтали слева направо, а по вертикали – сверху вниз. Любая мелочь, которая помогает такому движению, усиливает подсознательное удовлетворение от композиции, а все, что мешает – безотчетно раздражает. Нюанс означает тонкое различие. Нюансировка не вводит никаких новых принципов или материалов. Хотя каждый из нюансов может быть почти незаметен, их общий эффект необычайно силен. Самый распространенный вид нюансов – выравнивание. Незаметная на первый взгляд координация в пространстве второстепенных или далеко стоящих объектов – лучший способ внести в композицию одушевленность, создать второй, неочевидный, план восприятия. Восприятие цвета у человека изменяется значительно сильнее, чем другие свойства объектов, что делает возможным такие нюансы, как постепенное и незначительное затемнение всех объектов одного цвета по странице сверху вниз.
|