Термин
| Значение термина
|
Абсолют
| – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.
|
Абстракция
| – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.
|
Абсурд
| – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя.
|
Агностицизм
| – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.
|
Аксиология
| – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков.
|
Аксиоматический метод
| – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем.
|
Анализ и синтез
| – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности.
|
Аналогия
| – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.
|
Антиномия
| – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
|
Антропология
| (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории.
|
Антропоцен-
тризм
| – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.
|
Апологетика
| – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок.
|
Апория
| – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы.
|
Апостериорный
| – приобретенный опытным путем.
|
Априорный
| –предшествующий опыту и независимый от него.
|
Архетип
| – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах.
|
Астрология
| – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей.
|
Атараксия
| – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
|
Атеизм
| – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
|
Атрибут
| – неотъемлемое, существенное свойство субстанции.
|
Базис и надстройка
| – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.
|
Безобразное
| – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.
|
Бессознательное
| – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.
|
Биоэтика
| – учение о нравственном отношении человека ко всему живому.
|
Благо
| – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества.
|
Бог
| – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа.
|
Брахма
| – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей.
|
Брахман
| – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира.
|
Буддизм
| – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий
|
Бхагавадгита
| – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма.
|
Бытие
| – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).
|
Веданта
| – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма.
|
Веды
| – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).
|
Вероятность
| – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания.
|
Вера
| – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
|
Верификации принцип
| – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода.
|
Вещь в себе
| – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности.
|
Витализм
| – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало.
|
Возвышенное
| – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида.
|
Волюнтаризм
| – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.
|
Воля
| – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении.
|
Воображение
| – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений.
|
Восприятие
| – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
|
Всеединство
| – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии.
|
Всеобщее (общее), особенное, единичное
| – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.
|
Время
| – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).
|
Гармонии веры и разума теория
| – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии.
|
Гедонизм
| – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.
|
Герменевтика
| – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.
|
Гилозоизм
| – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.
|
Гипотеза
| – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
|
Гипотетико-дедуктивный метод
| – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки.
|
Гносеология
| – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
|
Гуманизм
| – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.
|
Даосизм
| – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе.
|
Движение
| – изменение вообще, способ существования материи и духа.
|
Двойственность истины
| – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии.
|
Дедукция
| – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок).
|
Деизм
| – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.
|
Деконструкция
| – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста.
|
Демиург
| – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом).
|
Демократия
| – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества.
|
Детерминизм
| – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
|
Деятельность
| – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
|
Джайнизм
| – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану.
|
Диалектика
| – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.
|
Диалектический материализм
| – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.
|
Дискурсивное
| – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному.
|
Добро и зло
| – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.
|
Догмат
| – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы.
|
Долг
| – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
|
Достоинство
| – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа.
|
Дуализм
| – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.
|
Дух
| – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека.
|
Душа
| – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.
|
Евразийство
| – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс.
|
Естественная
религия
| – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни
|
Естественное право
| – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий.
|
Жизнь
| – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.
|
Жэнь
| – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали».
|
Закон
| – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
|
Закон единства и борьбы противоположностей
| – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.
|
Закон отрицания отрицания
| – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.
|
Закон перехода количества в качество
| – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.
|
Западничество
| – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.
|
Зло
| – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру.
|
Золотое правило нравственности
| – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в.
|
Знак
| – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.
|
Знание
| – результат познания, зафиксированный в системе понятий.
|
Значение
| – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.
|
И
| – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек».
|
Игра
| – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра).
|
Идеал
| – образец, эталон, высшая цель стремления.
|
Идеализм
| – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.
|
Идеальное
| – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.
|
Идеи чистого разума
| – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство.
|
Идеология
| – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.
|
Идиографический и номотетический методы
| – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости.
|
Индетерминизм
| – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.
|
Индивидуализм
| – приоритет интересов индивида над коллективными интересами.
|
Индивидуальность
| – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других.
|
Индукция
| – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.
|
Интерпретация
| – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста.
|
Интуитивизм
| – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления.
|
Интуиция
| – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).
|
Иррациональный
| – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях.
|
Истина
| – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
|
Исторический материализм
| – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс).
|
Йога
| – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши).
|
Карма
| (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары).
|
Картезианство
| – философия сторонников и последователей Р. Декарта.
|
Картина мира
| – совокупность обобщенных знаний о мире.
|
Катарсис
| – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений.
|
Категории
| – основные формы бытия и всеобщие понятия познания.
|
Католицизм
| – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом.
|
Каузальность
| – причинность, закономерная связь причины и следствия.
|
Качество
| – система важнейших, необходимых свойств предметов.
|
Коллективное бессознательное
| – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип).
|
Количество
| – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.
|
Конвенционализм
| – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта.
|
Коран
| – главная священная книга мусульман.
|
Коррелятивный
| – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом.
|
Космогония
| – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.
|
Креативность
| – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни.
|
Креационизм
| – учение о сотворении мира Богом из ничего.
|
Культура
| – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности.
|
Культурно-исторический тип
| – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским.
|
Кумулятивизм
| – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию.
|
Ли
| – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость.
|
Либерализм
| – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности.
|
Личность
| – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
|
Логика
| – наука о законах и формах правильного мышления.
|
Логический позитивизм
| – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки.
|
Логос
| – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений.
|
Любовь
| – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям.
|
Магия
| – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий.
|
Майя
| – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира.
|
Материализм
| – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
|
Материя
| – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
|
Медитация
| – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание.
|
Ментальность
| – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, этноса.
|
Метафизика
| – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные, недоступные опыту основы бытия.
|
Метафизический
| – относящийся к метафизике: надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом.
|
Методология
| – учение о путях и способах исследования реальности.
|
Механицизм
| – мировоззренческо-методологическая позиция, понимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.
|
Мировая душа
| – всеоживляющая и творящая сила, связывающая мир во всеобщий организм.
|
Мировоззрение
| – система наиболее общих представлений о мире и отношении к нему человека: убеждения, идеалы, переживаемые субординации ценностей.
|
Мистерия
| – 1) тайный обряд посвящения узкого круга лиц в сакральное содержание религии, знания; 2) разновидность представления, связанная с торжественным оформлением обрядов, обычаев, в дальнейшем – инсценировка религиозных, мифологических сюжетов.
|
Мистика
| – учения, проповедующие таинственные, секретные знания, позволяющие добиваться необычных результатов.
|
Миф
| – 1) миросозерцание древнейших людей, в котором выражены их взгляды на природу, жизнь. Эти взгляды переживались как некая действительность, влияющая на мир человека; 2) то, что считается рационально необъяснимым и потому благоговейно принимаемым. Наделение такими характеристиками отдельных сфер социокультурной реальности, например, науки, техники, государств.
|
Модус
| – способ существования, вид и характер бытия, события.
|
Монизм
| – понятие, характеризующее мировоззрение, признающее основой мира некое единое начало (материя – в материализме, дух – в идеализме).
|
Монотеизм
| – учение о едином персонифицированном Боге.
|
Мораль
| – содержание сознания человека, определяемое представлениями о добре и зле.
|
Мышление
| – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.
|
Наблюдение
| – целенаправленное восприятие объекта.
|
Натурализм
| – направление в философии, отождествляющее закономерности социальных и природных процессов и распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания.
|
Натурфилософия
| – философское объяснение природы, обобщение знаний о ней с целью выявления всеобщих ее связей и закономерностей как единого целого.
|
Наука
| – развивающаяся система истинных знаний о существенных связях действительности; специализированная общественная деятельность, направленная на получение такого рода знания.
|
Науки о духе
| – науки о культуре, истории, в которых исследуются творения человеческого духа; гуманитарные науки.
|
Необходимость и случайность
| – категории диалектики: необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта; случайность – то, что обусловлено внешними причинами и факторами существования и развития объекта.
|
Неоплатонизм
| – направление древнегреческой философии III–VI вв., возникшее в результате соединения платонизма с мистической традицией. Основная идея метафизики – возникновение Сущего из Единого как первопричины бытия.
|
Неопозитивизм
| – см. Логический позитивизм.
|
Неотомизм
| – влиятельное течение в философии католицизма, истоки которого содержатся в схоластически переработанном Ф. Аквинским учении Аристотеля.
|
Нигилизм
| – мировоззренческая и социально-философская позиция отрицания ценностей культуры прошлого.
|
Нирвана
| – в буддизме – состояние просветления, блаженства, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений.
|
Номинализм
| – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего. Понятия – это лишь имена, которые человек дает предметам и явлениям действительности.
|
Ноосфера
| – высший этап развития биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором взаимосвязи и развития природы и общества.
|
Нормативная этика
| – часть этики, в которой обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы.
|
Ноумен
| – нечто мысленное, не относящееся к объективной действительности.
|
Нравственный закон
| – предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон имеет безусловный, категорический характер.
|
Нус
| – дух, интеллект в философии Анаксагора; Бог, демиург у Аристотеля.
|
Общественные отношения
| – устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.
|
Общество
| – система связей и отношений, возникающих из совместной жизни людей. Эти связи и отношения воспроизводятся и преобразуются их деятельностью.
|
Объект и субъект
| – объект – то, на что направлена деятельность субъекта-личности, социальных групп, общества в целом; субъективный – относящийся к субъекту, зависящий от него.
|
Объективный
| – относящийся к объекту, не зависящий от интересов, мнения субъекта.
|
Объективный мир
| – все, существующее независимо от сознания человека.
|
Объяснение
| – раскрытие сущности исследуемого объекта; установление причин, закономерностей происходящего.
|
«Оно»
| – согласно психоаналитической теории З. Фрейда, один из трех компонентов личности, наряду с «Я» и «сверх-Я». «Оно» является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе инстинкты и все наследуемое содержание психики; источник энергии для развития сознательной деятельности.
|
Онтология
| – учение о бытии, его структуре и закономерностях; один из важнейших разделов философии.
|
Отражение
| – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.
|
Отчуждение
| – понятие, описывающее процессы и ситуации, в которых человек становится чужд собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе.
|
Пантеизм
| – отождествление Бога с природой через ее обожествление.
|
Парадигма
| – модель, образец решения исследовательских задач; теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в данный исторический период.
|
Патристика
| – учение Отцов церкви (до VII в. н. э.), доказывающее совместимость христианского учения с греческой философией и обосновывающее все основные философско-теологические положения христианства.
|
Перипатетики
| (по-гречески означает «крытую галерею», служившую лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля.
|
| Персонифицированный – наделенный свойствами личности.
|
Перцепция
| – восприятие как акт.
|
Плюрализм
| – в философии – точка зрения, согласно которой мир состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства.
|
Позитивизм
| – как направление в философии науки XIX–XX вв. основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или же получено путем обобщения результатов этих наук. Традиционно философские знания и проблемы считаются ненаучными и практически бесполезными.
|
Политеизм
| – многобожие, почитание нескольких или множества богов; противоположность монотеизму.
|
Понимание
| – в герменевтике – обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе интерпретации. У М. Хайдеггера понимание – способ бытия человека в мире.
|
Понятие
| – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов.
|
Постиндустриальное общество
| – современный этап развития общества, основными признаками которого являются: расширение экономики услуг; центральная роль теоретического знания как источника нововведений; создание информационно-компьютерной техники.
|
Практика
| – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности.
|
Причинность
| – связь двух объектов, при которой один порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.
|
Провиденциализм
| – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.
|
Пространство
| – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и величина.
|
Развитие
| – качественное, направленное изменени
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1].
65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...
Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...
|
Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...
КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...
Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...
|
|