Г. Москва. О возможности построения типологии речевых культур носителя языка по объективным данным
О возможности построения типологии речевых культур носителя языка по объективным данным
Понятие типа речевой культуры носителя языка представляется нам исключительно важным для современного состояния общества и его культуры. Понятие типа речевой культуры представляется нам исключительно плодотворным и теоретически, и практически, но с нашей точки зрения, практика применения данной типологии к реальным носителям языка показывает, что данная типология требует некоторого упрощения и одновременно конкретизации [4: 78]. Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры: •высшее образование носителя языка, обычно гуманитарное; •рефлексивный интеллект; •логичность мышления; •некатегоричность в оценках; •соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям; •владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях; •соблюдение норм литературной речи. Литературный тип характеризуют следующие параметры: •высшее или среднее, среднее специальное образование носителя языка; •преимущественно рефлексивный тип интеллекта; •некатегоричность в оценках; •выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий; •соблюдение основных этических норм; •соблюдение основных норм речевого этикета; •соблюдение основных норм литературной речи, усвоенных в школе. Среднелитературный тип характеризуют следующие параметры: •высшее и среднее образование носителя языка; •рефлексивно-сенсомоторный тип интеллекта; •невысокий интерес к расширению общих знаний; •категоричность оценок; •профессиональная деятельность требует отдельных и непостоянных, либо постоянных, но стандартных интеллектуальных усилий; •удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем более в их проверке; •отсутствие постоянной привычки проверять свои знания; •частое смешение стилей в речи, неспособность их дифференцировать в общении; •частое нарушение языковых норм. •Фамильярно-разговорный тип характеризуют следующие параметры: •среднее, профессиональное среднее, средне-техническое, иногда высшее техническое образование; •приемущественно сенсомоторный интелелкт, •работа не требует систематических интеллектуальных усилий; •низкое стремление к расширению общих знаний; •доминирует сенсомоторный тип интеллекта; •владение только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной; •неразличение норм устной и письменной форм речи; •несоблюдение этических и коммуникативных норм в профессиональных ситуациях и межличностном общении. Просторечно-жаргонный тип характеризуют следующие параметры: •низкий уровень общего образования; •работа не требует систематических интеллектуальных усилий; •сенсомоторный интеллект, •ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения; •крайняя категоричность в оценках, в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно; •самоуверенность, безапелляционность в общении; •абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»; •нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее; •владение только просторечным стилем устного общения. Учитывая приведенную классификацию типов речевых культур, важно проследить, как они формируются, разработать систему мониторинга типов речевых культур носителей языка и исследовать динамику изменения их соотношения в профессиональной, возрастной и гендерной группе, коллективе, в конкретном регионе [3:171]. Формирование типа речевой культуры учащегося должно отслеживаться школьными учителями и преподавателями вузов и техникумов, чтобы принять меры по формированию у учащихся более высоких типов речевых культур. При этом элитарный тип речевой культуры, как мы полагаем, целенаправленно сформировать невозможно – его формирование обусловливается личным интеллектом человека: он либо есть у человека, либо нет. Этот тип в классификации речевых культур присутствует в качестве идеала или эталона, но вполне реальным представляется формирование литературного типа речевой культуры личности – промежуточного между элитарным и среднелитературным. Образование для формирования литературного типа речевой культуры играет решающую роль – без образования сформировать литературную речевую культуру невозможно. Среднее образование закладывает ее основу, высшее призвано завершить ее формирование. Однако важнейшую роль играет и профессиональная деятельность человека – высшее образование без профессиональной деятельности, ориентированной на общение, использование речи в качестве инструмента профессиональной деятельности или управления не дает достаточной базы для формирования литературной речевой культуры. Литературная речевая культура может сформироваться у человека, как показывают наблюдения, примерно к 25-30 годам, а то и позже. Подчеркнем, что сами по себе ни образование, ни коммуникативная профессия еще не гарантируют формирование у личности литературного типа речевой культуры, здесь участвуют и многие другие общественные и личностные факторы, которые требуют исследования. Таким образом, можно говорить об идеальной модели – элитарном типе речевой культуры, с одной стороны, и формируемых в процессе обучения, воспитания и социализации личности реальных типах речевой культуры [1: 66]. Это литературный, среднелитературный, фамильярно-разговорный и просторечно-жаргонный типы. Литературный и среднелитературный типы речевых культур достаточны для цивилизованного общества, при этом среднелитературный тип будет рассматриваться как незавершенный в своем формировании литературный тип. Остальные типы речевой культуры – сниженные, выпадающие из норм культуры общения в обществе. Нам кажется также необходимым связать теорию речевых культур с понятием языковой, речевой и шире – коммуникативной компетенции. Л.П. Крысин выделяет четыре уровня владения языком: 1) собственно-лингвистический уровень, который «отражает свободное «манипулирование» языком безотносительно к характеру его использования в тех или иных сферах человеческой деятельности», 2) национально-культурный уровень, который отражает «владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств», 3) энциклопедический уровень, который отражает «владение не только словом, но и «миром слова», то есть теми реалиями, которые стоят за словом, и связями между этими реалиями», 4) ситуативный уровень, который отражает «умение применять языковые знания и способности сообразно с ситуацией» [2:125]. Нетрудно заметить, что собственно лингвистический уровень является отражением языковой компетенции, энциклопедический – отражением языкового сознания, ситуативный – отражением коммуникативной компетенции. Что касается национально-культурного уровня, то он, видимо, представляет собой составную часть как языковой и коммуникативной компетенций, так и частью языкового сознания. Ю.Д. Апресян выделил следующие составляющие языковой компетенции: 1) способность к перефразированию, 2) способность различать и находить синонимичные высказывания, 3) способность отличать правильные высказывания от неправильных, 4) способность выбирать средства выражения мысли в соответствии с социальными, территориальными и другими особенностями ситуации общения с учётом личностных характеристик её участников [1:113]. Наиболее важными для коммуникативной компетенции должны быть признаны три компонента: словесный репертуар, языковые шаблоны и навыки продуцирования различных по жанру текстов в рамках действующих в национальной культуре правил коммуникативного поведения. Вопрос о содержании и структуре коммуникативной компетенции требует дальнейшего исследования и конкретизации применительно к учебному процессу. Важной задачей представляется нам также разработка тестовой методики или опросного листа, позволяющих выявлять с достаточной уверенностью тип доминирующей речевой культуры носителя языка. В настоящее время такая методика еще не разработана, и ее разработка является актуальной задачей филологов. Представляется, что подобный тест неэффективно предлагать самому носителю языка, который может попытаться при ответе повысить свой «языковой статус», определенным образом приукрашивая свой речевой портрет. Очевидно, эффективнее будет методика интервью, опроса, проводимых специалистами по определенной схеме, что позволит определить тип речевой культуры интервьюируемого. Может быть также использована методика опосредованного наблюдения – опрос людей, входящих в окружение интересующих исследователя респондентов, относительно речевого поведения этих респондентов. Хочется верить, что разработка такой методики – дело ближайшего будущего. В связи с рассмотренными проблемами представляется возможным поставить вопрос об особом разделе лингвистики, который может быть назван теорией речевых культур, и который будет находиться на стыке таких разделов науки о языке как культуры речи, практической стилистики, риторики и психолингвистики. Такой раздел науки будет, вне всякого сомнения, востребован также методикой преподавания родного языка.
Литература: 1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка.- М.: Наука, 1974. 2. Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык – Культура – Этнос / С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, В.Н. Белоусов и др. – М.: Наука, 1994. – С.66–78. 3. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. - М.: Восток-Запад, 2007 4. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня / Отв. Редактор О.Б. Сиротинина. – Саратов: Витязь, 1995. - № 4.- С. 17-27.
Современный язык: трансформации в условиях глобализации и культурной унификации Резепова Н.В.
|