ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
Кризисное состояние экономики тяжело отражается на ситуации в духовной сфере, в культуре и искусстве, зачастую отторгая от них широкие массы населения в условиях высокой инфляции и падения жизненного уровня трудящихся, когда доходов хватает только на удовлетворение жизненно необходимых потребностей. Растущий дефицит государственного бюджета ослабляет традиционно невысокий уровень социальной защиты культуры и ее работников в условиях государственного социализма, а остаточный принцип ее бюджетного финансирования в условиях гиперинфляции ставит отечественную культуру на грань разрушения. Попытки исправить финансовое положение учреждений культуры и искусства на путях их коммерциализации, ведущей к развитию индустрии досуга, не всегда оказываются успешными, а в ряде областей могут вести к упадку и вытеснению высокого, классического искусства в рыночной среде, преимущественному развитию непрофильных видов услуг и деятельности на базе учреждений культуры (например, в парках культуры и отдыха). Работники культуры в условиях господства командно-административной системы традиционно являлись одной из наименее защищенных социальных групп. Так, например, они имели наиболее низкий уровень оплаты труда по сравнению с работниками других отраслей социально-культурного комплекса и средней зарплаты в народном хозяйстве. Так, в 1960 г. среднемесячная зарплата в учреждениях культуры по отношению к средней по народному хозяйстве составляла 61%, в 1970 г. — 70%, в 1980 г. — 66%, в 1989 г. опустилась до 57 %. В сфере искусства в 1960 г. она была на уровне 79% от средней, в 1970 г. — 78%, в 1980 г. — 80%, в 1989 г. снизилась до 69%. При этом в 1989 г. в промышленности она составляла 110% к среднему народнохозяйственному уровню, в строительстве — 132 %, в народном образовании — 73%, в здравоохранении — 68%*. Начало рыночных форм в материальном производстве в 1987 г. потребовало перестройки хозяйственного механизма в социально-культурном комплексе, в первую очередь, в сфере культуры. Централизованные повышения заработной платы работникам бюджетных отраслей и учреждений, как показывает статистика, не преодолевали остаточного принципа финансирования и оплаты труда их работников, который усиливался в условиях стагнации и развития кризиса в экономике, что отражают вышеприведенные данные. В сфере культуры и искусства экономическая реформа связана, во-первых, с утверждением Правительством СССР в 1989 г. отраслевых Положений о переводе бюджетных учреждений культурно-просветительных, театров, концертных организаций — на новые условия хозяйствования. Во-вторых, правительство страны приняло положение о переводе творческо-производственного объединения «Союзгосцирк» на полный хозрасчет и самофинансирование, утвердило новую модель развития кинематографии, опирающуюся на принципы полного развития. Таким образом, экономическая реформа в сфере культуры и искусства развивалась в двух направлениях. Одни подотрасли переводились на рельсы регулируемого рынка с минимальным государственным вмешательством в их деятельность, в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные ассигнования на нормативной основе дополнялись платными услугами. Социальная защита работников хозрасчетного и бюджетного секторов культуры и искусства имеет свои особенности и проблемы. * См. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в еоциально-культурной сфере. М., Экономика, 1991, С. 166—167.
|