Мировой опыт выработал такие модели организации управления на местах, как централизация, децентрализация, деконцентрация власти, кооперативные начала в местном самоуправлении и т.п. Выбор той или иной модели обусловлен историческими условиями, национальными традициями, географическими, социально-экономическими и политическими факторами. Системы управления периодически меняются: они зависят от соотношения социальных сил, экономического развития территории, возможности применения достижений научно-технического прогресса и иных обстоятельств.
В современной науке и практике существует два подхода к вопросу о соотношении государственной власти и МСУ. В большинстве стран давно принята концепция, согласно которой органами государственной власти являются только центральные органы, распространяющие свою компетенцию на всю его территорию (глава государства, парламент, правительство), и их уполномоченные чиновники на местах (губернаторы областей, руководители районов и т.д.).
Выборные же на местах органы и должностные липа рассматриваются лишь в качестве органов самоуправления местных территориальных коллективов. Они реализуют власть не государства, а территориального коллектива, для чего создают собственные административные службы, нанимают должностных лиц, которые занимаются управленческой деятельностью в пределах компетенции территориального коллектива. Органы самоуправления автономны, иерархически не подчинены друг другу (равно как один территориальный коллектив не подчиняется Другому).
В настоящее время в большинстве современных конституций содержатся нормы об основах МСУ, а также признается, что по умолчанию центра (в отдельных случаях — и без такового) органы МСУ могут осуществлять некоторые функции органов государственной власти (такая возможность предусмотрена и в К. РФ).
В отличие от этого подхода конституционное законодательство и научная доктрина стран социализма, а также развивающихся государств, ориентирующихся на социализм, исходя из марксистско-ленинской концепции, предполагающей в качестве местного органа самоуправления советы, не делает различия между государственной властью и местным самоуправлением. Местные представительные органы трактуются как звенья единой государственной власти сверху донизу: они не автономны, а иерархически соподчинены. Любой представительный орган, начиная с небольшого сельского совета, теоретически признается единственным полновластным органом, осуществляющим на своей территории государственную власть.
В настоящее время такая практика существует во Вьетнаме, на Кубе, в Китае, КНДР и некоторых других странах.
В соответствии с двумя подходами и с учетом национальных особенностей тех или иных стран можно выделить четыре основные модели МСУ: 1) англосаксонскую, 2) континентальную, 3) иберийскую и 4) советы.
Государства англосаксонской модели — Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. Для решения местных вопросов и управления местными Делами в административно-территориальных единицах избираются советы.