Нарушения и ограничения слогового принципа графики
Правила слогового принципа применяются не всегда: есть случаи отступления от них, – это нарушения слогового принципа; есть также ограничения сферы его действия. 1. Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота. Йот перед гласными обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях – буквой и: ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка. Но есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных: 1) вместо ё, полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод, йодный, йодистый, йот, йотация, йотированный, йоги, йоркшир, йоркширский (в начале слов), майолика, майонез, майор, район (после гласных); Йозеф, Нью-Йорк (в собственных именах) и т. п.; 2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон, бульон, лосьон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, гильотина, карманьола; синьор, синьора, синьорина, а также сеньор, сеньора, сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т. п., в частности названия больших чисел: квадрильон, квинтильон, редкие, устаревшие слова: брульон, каньон, котильон, миньон, модильон, шиньон и др.; 3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й (буква е здесь не представлена): йеменский, фейерверк, фойе; йя – Майя, Гойя и т. п. Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке. 2. Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и «буквы пробела» после шипящих и ц. Звуки ч и щ – мягкие, а ж, ш, ц – твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированны: после ч, ш следовало бы писать гласные буквы типа я, а на конце слов – ь; после ж, ш, ц – гласные типа а, а конец слов оставлять без мягкого знака. Фактически же после всех этих букв – и после ч, щ, и после ж, ш, ц – пишутся то гласные типа а (а, у, о, пробел, а после ц еще и ы), то гласные типа я (е, и, иногда ю, а после шипящих, но не после ц, еще ё и ь); не пишется только буква э. Например: ч: час, чудо, плечо и челка, честь, чин, врач и ночь; щ: пощада, щука, плащом и щетка, щебень, щи, плащ и помощь; ж: жар, жук и жюри, поджог (сущ.) и поджег (гл.), жест, жить, еж, рожь; ш: шаг, шуми, брошюра, хорошо и шел, шест, шило, шалаш и глушь; ц: цапля, цугом, письмецо, цель, цыган и цирк, огурцы. Выберем теперь только нужные буквосочетания и покажем их отношение к слоговому принципу выделением: жирный шрифт – соответствие принципу, курсив – несоответствие ему:
Еще одним отступлением от слогового принципа (его можно, пожалуй, назвать временным) является написание заимствованных слов с буквой е после твердых согласных: дельта – [дэ], кашне – [нэ], пенсне – [нэ], фонема, отель, тембр и т. п. Такое написание установлено потому, что твердые согласные в заимствованных словах постепенно, по мере «обрусения», заменяются соответствующими мягкими согласными, ср. тема, газета, шинель, секрет, портфель, декан, деканат, темп и др. Написания по произношению с э, во-первых, задержали бы этот в целом прогрессивный процесс, а во-вторых, в дальнейшем пришли бы в противоречие с новым произношением; потребовалось бы изменение их. Можно сказать поэтому, что написание с е здесь установлено как бы авансом, а само нарушение принципа лишь временное.
|