1. Назовите модели воспитания, построенные на основе различных философско-антропологически концепций (см. вопр. 9 – философский уровень методологии педагогики).
Прагматизм
Неопозитивизм –
Экзистенциализм
Неотомизм
Бихевиоризм (главная цель воспитания - формирование «управляемого индивида»).
2. Какие две модели воспитания существуют в экзистенциальной педагогике?
Г уманистическая модель воспитания: - человек признается существом самодостаточным - считается, что
источник развития находится нем в самом; - в качестве цели образования выступает «автономная личность» как наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей;- в процессе воспитания акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми;- может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение.
Гуманитарная модель воспитания: - ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром;- в процессе воспитания акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.
3. Какова типология базовых моделей образовательного процесса по смыслу педагогического взаимодействия ( предложена Г.Б.Корнетовым)?
Критерии сравнения
| Базовые модели педагогического процесса
|
авторитарная
| манипулятивная
| поддержка
саморазвития
|
Время формирования, представители
| Сформировалась в период средневековья; в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Один из ярких представителей - немецкий педагог И.Ф. Гербарт.
| Выдвинута Ж. Ж. Руссо, который дал ее развернутое обоснование без использования самого термина. Нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности в воспитании.
| Прослеживалась уже у И.Г.Песталоцци (воспитание как оказание помощи ребенку, который творит себя сам), а на рубеже 19-20 веков – у Дж. Дьюи (принцип активности в обучении, возбуждение интереса к конкретному делу как мотива учения ребенка).
|
Основная идея взаимодействия
| Управление
ребенком, которое определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок и осуществляется через подкрепления необходимых воспитателю реакций.
| Стимулирование свободного и естественного развития ребенка.
| Помощь воспитаннику в его познавательном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, выработке волевых свойств, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности, жизненном самоопределении.
|
Характер взаимодействия
| Прямое воздействие, направленное на подготовку к выполнению определенных социальных функций.
| Воспитатель стремится избегать прямого формирующего воздействия, не демонстрировать руководящую позицию ведущего. Воздействие осуществляется опосредованно, создавая специально создаваемую среду, направляющую активность воспитуемого в русло, соответствующее целям, которые часто не совпадают с его реальными желаниями, однако при этом у воспитуемого создается иллюзия самостоятельности и независимости.
| Готовность педагога не только организовывать развитие ученика, но также и развиваться с ним сам, разрабатывая в процессе общения совместную траекторию «движения по жизни».
|