Культурология в вопросах и ответах. философские учения, произведения искусства вносят вклад в копилку моделей, из который каждый может выбрать то
философские учения, произведения искусства вносят вклад в копилку моделей, из который каждый может выбрать то, что ближе его индивидуальной природе. Конечно, имеют значение традиция, в которой человек родился; детский и юношеский опыт, полученное образование; выполняемая работа; но важнее сохранить непредвзятость подхода к действительности и к отраслям культуры как части мира, не ставя ни одну из них на верхнюю ступень пьедестала. Если и говорить о высшей ценности, то таковой является культура в ее целостности и ее прогресс. Новое можно строить только на основе всего доступного опыта и культуры. Здесь опасна базаровская «расчистка». На пути культуры мы встречаемся со многими явлениями, которые противостоят общепринятым представлениям и свидетельствуют, что мир культуры — особый мир. Попытки объяснить развитие культуры экономическими причинами или вывести ее из деятельности подсознания оказались, на наш взгляд, неудачными, поскольку нельзя объяснить качественно своеобразное явление из чего-либо другого, кроме как из самой его внутренней сущности. Другими словами, необходимо искать внутрикультурные механизмы развития культуры. Структура культурологического знания ских методов к объяснению развития культуры; рассмотрение культуры как фрагмента социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных отношений. Культурная антропология изучает связь культуры с сущностными характеристиками человека, его психологией и менталитетом. Предметом культурной антропологии является изучение человека под углом зрения созданной им культуры. Культурная антропология базируется на этнологии и занимается исследованием этнической культуры. Под ней можно понимать и раздел этнологии, изучающий развитие этносов с точки зрения создаваемых ими культурных продуктов. В основе культурологии лежит история культуры — невозможно открыть законы развития культуры, не опираясь на историю. История культуры относится к низшему, эмпирическому, фактологическому уровню культурологии, тогда как философия культуры к высшему, метатеоретическому уровню {схема 1). В иной плоскости лежит деление культурологии на теоретическую и прикладную. Здесь различение идет по линии задач, которые выполняет культурологическое исследование. Теоретическая культурология нацелена на выявление закономерностей развития культуры. Она изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни и занимается решением фундаментальных проблем развития культуры. В то же время культурологические исследования могут быть направлены на решение иных задач. Например, изучение отношения людей к музыке может помочь решению такой социологической проблемы, как социальная стратификация, т. е. выделение различных общественных слоев. Это предмет исследования прикладной культурологии. При-
Схема 1. Структура культурологии и ее связи со смежными дисциплинами
|