Начало материальной и духовной культуры
Современная антропология в качестве первого представителя рода Homo называет Человека Умелого, останки которого найдены английским ученым Л. Лики в 1960 г. в Восточной Африке. Останки принадлежат существам, которых относят к австралопитекам, т. е. «южным обезьянам» ростом 120 см и с объемом мозга не более, чем у других человекообразных обезьян. Почему их назвали Человеком Умелым? В тех же слоях была обнаружена речная галька, заостренная при помощи сколов. Так как сколы на гальках, по-видимому, сделаны этими существами и представляют собой таким образом первые орудия труда, то и назвали их Человеком Умелым. Животные способны применять предметы и даже видоизменять их с помощью зубов и конечностей, но использование одних естественных предметов (например, камней) для обработки других считается созданием орудий труда, присущим только человеку. С изготовлением орудий труда начинается материальная культура, т. е. производство специфически человеческих материальных продуктов его деятельности. Человек Умелый начал активное преобразование природы в материальном плане. За 3—5 млн. лет, прошедших после начала изготовления орудий, Человек Умелый выпрямился и стал Человеком Прямоходящим. Он подрос до 150 см, объем его мозга имел 900 куб. см, применял ножи, сверла, скребки, ручные рубила. Относящийся к Человеку Прямоходящему синантроп питался мясом, использовал сосуды и огонь. Вот простое объяснение «приручения» огня: при оббивании камней сыпались искры, которые могли зажечь трут. Человек Прямоходящий, как и Человек Умелый, был погружен в природу и жил в мире с ней, что в дальнейшем получило название единства человека с окружающей средой. Слово «единство», впрочем, мало что выражает. Любая форма взаимодействия частей является их единством. Единство человека и природы создавалось из отдачи человеком себя природе, как прекрасно изобразил Р. Ки- Культурология в вопросах и ответах плинг в образе Маугли. Первобытный человек был больше похож на Маугли, чем на охотника с дубиной. Прямохождение называют одним из решающих отличий человека от животных, оно позволило освободить руки для выполнения других операций. Человек Прямоходящий создавал достаточно сложные орудия и сильнее изменял окружающую среду. Мощной преобразовательной силой стал огонь. Значение огня столь велико, что давший его людям Прометей был наиболее известным мифологическим героем Древней Греции, сравнимым по своей славе с Аполлоном — богом-целителем и прорицателем, покровителем искусств и Афродитой — богиней красоты. Неандерталец известен нам надбровными дугами и выступающей челюстью по скульптурным воссозданиям. Его рост и объем мозга близки к современному. С неандертальца начинается усиленное общественное развитие, и тогда уже существовали стада в шкурах с дубинами в руках, изображенные на диарамах в краеведческих музеях. Именно у неандертальца возникает обычай захоронения трупов, и, стало быть, с него начинается духовная культура. Без разума и речи, но с верой в сверхъестественное? Можно ли говорить о возникновении таких представлений у бессловесного существа? Изготовление орудий опередило речь на несколько миллионов лет. Почему же захоронение трупов должно начаться только после ее появления? Конечно, развитые обряды требуют наличия речи, но, вообще говоря, представления о высшем духовном начале совсем не нуждаются в ней, как видно на примере мистики — представления о единстве со сверхъестественным, которое не нуждается в словесном оформлении. Итак, 350—200 тыс. лет назад произошел важный сдвиг в становлении человека — возникли зачатки духовной культуры. Здесь уместно заметить, что термин «культ» служит основой понятия «культура». Отметим вывод культуролога и писателя Мирче Элиаде, что «в архаических обществах доступ к духовному выражается через символизм смерти»1. Итак, с осознания смертности и захоронения трупов начинается духовная культура. Известное у обезьян манипулирование предметами, не имеющее практических целей, становится самоценным для человека. Стало быть, самоценной становится духовная культура, в которой и проявляется впервые данный феномен. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 233.
|