ISBN 978-5-699-13335-2 © ООО «Издательство «Эксмо», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге изложена концепция развития культуры в ее целостности. Автор опирается на факты, присущие различным отраслям культуры — от мистики до идеологии. Все эти отрасли культуры рассматриваются как ценностно равнозначные (за исключением, пожалуй, идеологии, которая выступает как основная причина нынешнего культурного кризиса и как бы пятая колонна, которую культура должна преодолеть, чтобы двигаться вперед). Такого подхода требует сама научная методология. «Наука, — писал французский философ и историк Ипполит Тэн во введении к «Философии искусства», — симпатизирует всем формам искусства, даже таким, которые кажутся противоположными; она рассматривает их как проявление человеческого духа; она полагает, что чем многочисленнее и противоречивее они, тем более граней человеческого духа обнаруживается в них». Этот вывод можно обобщить на все отрасли культуры. Согласимся и с таким замечанием: «...мы должны бороться с инстинктивным отвращением при виде того, как разум превращает предметы нашего благоговейного почитания в объекты научных наблюдений и исследований. Разум прежде всего стремится найти место объекта среди других предметов. А когда что-нибудь имеет для нас такое безграничное значение, что вызывает в душе благоговейное чувство, нам невольно начинает казаться, что мы имеем дело с чем-то исключительным, единственным в своем роде»1. «Но, — продолжает один из основателей прогматизма Вильям Джемс, — нет такой идеальной организации, которая могла бы надеяться обрести истину во всей ее полноте»2. Ни одна отрасль культуры не может рассматриваться как истина в последней инстанции, но лишь как образец. Религиозные и 1 Вильям Джемс. Многоообразие религиозного опыта. СПб., 1992. С. 24. 2 Там же. С. 36.
|