I* • Охотничье-собирательное хозяйство
Чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни общества. Единство человека и природы было разрушено, когда человек начал создавать орудия убийства. Те дубины, с которыми одетый в звериную шкуру первобытный человек гонится за мамонтом на диарамах в краеведческих музеях, были первой подменой жертвы Маугли на благо единства с природой. По мнению М.М. Будыко, экономической основой жизни человеческого общества в верхнем палеолите (40-15 тыс. лет до н. э.) была охота на крупных животных. Сделавшись охотником, человек вступил на путь разрыва с природой. Теперь его отношения с природой оказались чреваты опасностью локальных и региональных Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 175. Охотничье-собирательное хозяйство кризисов, повлекших за собой гибель отдельных культур, пока, наконец, не привели в настоящее время к глобальному экологическому кризису. Социализированный и производящий орудия человек мог активно воздействовать на природу, противопоставляя себя ей и перестраивая ее. В результате разразился первый экологический кризис, когда технический прогресс средств охоты привел к уничтожению крупных животных, да и над самим человеком сгустились тучи. М.М. Будыко, используя метод математического моделирования, пришел к выводу: «Окончание культуры палеолита в Европе, возможно, было в известной мере результатом неразрешимого противоречия между созданной человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных животных... и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты, которые через некоторый период времени оказались исчерпанными»1. Ряд исследователей считают исчезновение мамонтов и других крупных млекопитающих в какой-то степени антропогенно обусловленным. Главная причина данного экологического кризиса, по Будыко, в более высокой скорости эволюции человека по сравнению со скоростью эволюции преследуемых им животных. Кризис охотника был, в отличие от кризиса австралопитека, не кризисом слабости, а кризисом силы, как и современный экологический кризис, хотя древний охотник не выглядит ретроспективно таким уж сильным, как не покажемся, наверное, и мы нашим потомкам спустя 30—40 тыс. лет. Дело не только в скорости эволюции, айв направленности применения человеческих сил, разрушавшей прежнее единство человека и природы. Данный промежуток человеческой истории был назван дикостью, и это верно — в те далекие времена преобладал агрессивно-потребительский стиль жизни. Исследования Будыко показывают опасность агрессивно-потребительского поведения. Конечно, это в определенной мере требуется для существования в «сфере необходимости», но должно преодолеваться культурным прогрессом, который в описываемый период выразился в переходе от присваивающего к производительному хозяйству, к земледелию и скотоводству. Возможности для этого были; вызов превратил их в реальность. Будыко М. М. Глобальная экология. М., 1977, С. 252. Культурология в вопросах и ответах Если экологический кризис верхнего палеолита действительно имел место, то он оказал в той или иной степени влияние на эволюцию человека, способствовал развитию новых форм и способов хозяйствования.
|