О• Мистика как первая отрасль духовно^ культуры
Слово «мистика» происходит от греческого mystikos — «таинственный» и обозначает практику, нацеленную на единение с тем, что лежит за пределами чувственного мира. В более широком плане мистика — нерациональное знание, основанное на интуиции и сопричастности с Универсумом. Мистика находится на доречевом и. допонятийном уровне. Ее трудно анализировать и описывать, потому что она вне и до слов, но это не дает основания ее отрицать. Английский философ Джон Мак-Тоггарщ в книге «Мистика» утверждает, что в основе мистики лежат дв,е фундаментальные идеи: 1) доктрина мистического единства, corjiacHo которой реально существует большая степень единства, че1М та, которая распознается в пределах обычного опыта; 2) доктрина мистической интуиции, согласно которой существует способ познания, ставящий познающего в более тесное и непосредственнее отношение к тому, чтб познается, чем отношение между познающим субъектом и познаваемым объектом в обычном опыте. Мистическая интуиция служит примером мистического единства. Третьей фундаментальной характеристикой называют мистическую любовь. Мистическая сопричастность, считает французский этнолог и психолог Люсьен Леви-Брюль, до- и внелогиЧ[На. Источник мистики, как и искусства, — не логика, а эмоции. Логика начнет преобладать со времени становления мифологии. Леви-Брюль прав — мистика и правда не соответствует логике, и возможность ее развития облегчается тем, 'что первобытные люди не замечают очевидных противоречий. «Э>га позиция тесно связана, с одной стороны, с мистической ориентацией их сознания, которое не придает большой важности физическим или логическим условиям возможности каких-либо веищей, а с другой стороны, с малой склонностью к выработке понятий»1. Мистика отвлекается от всего существующего в чувственном мире и зовет в иной мир, который становится миром духовной культуры. Создание культуры невозможно б5ез отвлечения от мирского. Мистика — начало духовной культурны в фило- и онтогене- 1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С.259. Мистика как первая отрасль духовной культуры тическом смысле. Каждый творец должен пройти этап абстрагирования. Если он на этом остановится, не переходя к другим отраслям культуры, то остается в области мистики. Формула мистики «все вещи существуют невидимо в такой же мере, как и видимо» применяется ко всем существам и явлениям природы. Название мистики сверхъестественным оправдано и в том смысле, что с мистики начинается культура как то, что отлично от природы. Сверхъестественное есть выходящее за непосредственно природное. Этот его аспект является новым и важным с точки зрения культуры. Мистика как первая отрасль духовной культуры. Мистика отвечает на основные духовные вопросы, стоящие перед человеком: «Что есть истина?», «Что такое жизнь и смерть?», «Что такое сам человек?» В отличие от материальной культуры духовная культура, включая все созданное человеческим духом, не обязательно долж-' на быть видимой. Первая форма духовной культуры — мистика — незрима. Именно с нее началась дифференциация мира и отделение от него человека и его произведений. Не нуждаясь в понятийном мышлении и слове, мистика возникает до появления разума и речи. Как заметил русский биолог и патолог Илья Ильич Мечников, «быть может, некоторые хорошо установленные явления «ясновидения» можно было бы свести к пробуждению особых ощущений, атрофированных у человека, но присущих животным»1. Многие психологи считают, что нижний этаж человеческой психики и познания человеком материального мира — это чувственное познание, независимое от какого бы то ни было воздействия речевых знаков и речевой коммуникации. Такое познание могло иметь место на уровне неандертальца, когда речи не было, но началось захоронение трупов. Одним из подтверждений этому служит тот факт, что слово «предок» у многих первобытных народов означает также мистическую силу, присущую явлениям природы. Отсюда берет начало культ, из которого развивается духовная культура. Если примем, что магия и религия исходят из мистического мироощущения, тогда понятно, каким образом духовная культура начинается до речи и разума. Мистика могла появиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры. Фантазия соединялась с реальностью, как соединяются два мира — чувственный и сверхъестественный. Последующая духовная культура пред- Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1987. С. 182. Культурология в вопросах и ответах ставляет собой материализацию мистического опыта. Поэтому духовная культура идет не столько от сельскохозяйственных культур, сколько от культа — первых ритуалов. Переход от предков человеческих к предкам мифическим облегчает то обстоятельство, что «предки человеческого типа принадлежат, как и другие покойники, к миру невидимых сил. А этот мир очень близок к мифическому миру, если он даже и не сливается с ним... В обоих случаях сношения, которые можно иметь с этими предками, принадлежат к тому разделу опыта первобытных людей, который я, в отличие от положительного опыта, назвал мистическим. Другими словами, они вводят в действие аффективную категорию сверхъестественного. В этом, возможно, заключается объяснение того, что мифическое существо, «творец» или «создатель» человеческой группы, признается ее предком без признания его прародителем в собственном смысле слова и что, наоборот, человеческие предки часто облекаются таким сакральным престижем, который сходен, если не тождествен, с престижем, каким окружены мифические существа»'. Леви-Брюль демонстрирует, каким образом культ предков переходит сначала в мистику, а затем в мифы. Он прав в том, что выделение сверхъестественного мира не требовало предварительного философствования — философии в тот период не было. Мистика не результат рефлексии, а способ непосредственного освоения реальности. По Леви-Брюлю, первобытные умы ориентированы мистически, т. е. всегда готовы видеть во всем мало-мальски странном или необычном действие сверхъестественных существ. В соответствии с основной мистической установкой «внимание их сосредоточено на мире сверхъестественных и мифических существ, в котором находятся подлинные причины»2. Все сверхъестественное познается путем мистического соединения с ним, не связанного логическими ограничениями. Это и дало возможность Леви-Брюлю выделить дологическое мышление, которое в то же время является «интенсивно мистическим». Для мистически ориентированного мыщления не существует неизменных причинно-следственных связей. Все может быть, и чудесное наиболее интересно. «Мистически ориентированные, эти умы сейчас же готовы признать позади существ и фактов нашего мира наличие невидимых сил и потенций. Они чувствуют их вме- 1 Леви-БрюльЛ. Указ. соч. С. 300-301. 2 Там же. С. 326.
|