Становление ранних цивилизаций
пользовали как жертвенное животное. Для того чтобы иметь запас жертвенных животных, их держали как пленников. Мясо животных и их шкуры употреблялись человеком как побочные продукты их использования в религиозных целях»1. Древние верования могли, таким образом, натолкнуть на мысль о возможности содержания крупного рогатого скота. Переход к оседлому образу жизни привел к появлению постоянных поселений — деревень, мест наиболее интенсивного воздействия человека на окружающую среду. Производящее хозяйство в какой-то степени гуманизировало отношение человека к природе, например к убийству животных добавилась забота о них. Однако конечной целью оставалось их выращивание с целью прокормления. Природа продолжала оставаться жертвой, а агрессивно-потребительский стиль жизни в целом не подвергался сомнению. Название охотничье-собирательной эпохи дикостью, земле-дельч ее ко-скотоводческой — варварством не противоречит тому факту, что создателем их был Человек Разумный. Он отличается от других существ тем, что обладает разумом, т. е. способностью к абстрактному, обобщающему, понятийному мышлению, но это не значит, что он всегда и во всем поступает разумно. Разумность сочетается и с дикостью, и с варварством. Разумность — предпосылка культуры, но не культурность в ее полноценном проявлении. Таков путь человека: от единства с природой к охоте, затем к земледельческо-скотоводческому способу хозяйствования и позже к промышленному производству. *г • Становление ранних цивилизаций Аналогично этапам хозяйствования выделяют этапы материальной эволюции человечества, исходя из материалов, которые оно применяло для изготовления орудий: каменный век, бронзовый и железный (иногда добавляют медный). Впоследствии выяснилось, что если каменный век может иметь абсолютную датировку, то следующие два имеют специфичную для каждой культуры дату. Бронзовым веком можно считать время от V до начала I тыс. до н. э., когда бронзовые орудия сменились железными. Это период Смит Р. Наш дом планета Земля. М., 1982. С. 103. Культурология в вопросах и ответах цивилизации как третьего этапа общественного развития после дикости и варварства. Двумя основными характеристиками цивилизации являются города и письменность. «Город от деревни отличается в основном по двум показателям. Первый из них состоит в существовании организованного социального ядра, вокруг которого увязывается вся структура общины... Наряду с этой смелой эстетической трансформацией окружающей среды существует и другая тенденция, отличающая город от деревни, — тенденция к утере связей, объединяющих жителей с природой, и изменению, уничтожению или замене естественных условий местности условиями искусственными, которые усиливают господство человека и создают иллюзию его полной независимости» (Л. Мэмфорд)1. «Каждое из сооружений общественного пользования, характеризующих новую городскую форму, — стена, прочное укрытие, сводчатая галерея, мощеная дорога, водохранилище, акведук, канализация — уменьшало влияние природы и увеличивало господство человека»2. Город — это огороженное поселение, где имеется рынок для обмена продуктами. Древнейший из известных город Иерихон в Палестине возник в конце VII тыс. до н. э. Письменность появилась 6 тыс. лет назад сначала в виде пиктографической, где каждый знак обозначал понятие, потом иероглифической, клинописной, слоговой и алфавитной. Изобретение письменности существенно расширило возможности приобщения к культуре и передачи «культурного кода». Это как бы новое средство передвижения культуры в пространстве и времени, необходимое для становления цивилизации. Для цивилизации характерна пространственная экспансия, стремление к расширению вовне. Она несет свою культуру, потребителем которой является, и взаимодействует с другими культурами. Периодизация трех веков — каменного, бронзового и железного — рождает вопрос: откуда появилось представление о Золотом веке и что было его основой. Возможно, это отголоски воспоминаний о длительном (более 9/10 человеческой истории) периоде единства человека с природой. 1 Цит. по: Р. Смит. Наш дом планета Земля. С. 168-169. 2 Там же. С. 169.
|