У • Мифология и искусство Вавилона
Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию..Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них — «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе — почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержание остались неизменными, но богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Эн-лиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости). Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Ашшуре, он написан на семи глиняных таблетках, причем каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней — землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию. Для мифологии Ближнего Востока характерно «творческое слово», о нем писал поэт Н. Гумилев, и в качестве главного начала это слово присутствует в Библии. Достаточно что-то сказать в мифе, как слово немедленно превращается в деяние. Здесь мифология продолжает то, что характерно для искусства. Культурные герои взаимодействуют с богами, и судьбы людей и богов тесно переплетены. В эпосе как жанре боги и люди действуют вместе. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим, как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в эпопею. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Появляется единый замысел, компоновка материала становится более продуманной, мысль более глубокой. Здесь видна та же тенденция рационализации — меньше повторов, больше логической связанности, но еще не все четко и понятно, как и следует на заре цивилизации при переходе от мистического искусства к мифологии. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как Целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как Культурология в вопросах и ответах плод платонической любви, которая в свою очередь определяется как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод. Храмы богам в Двуречье строились на высоких платформах, что в какой-то степени предохраняло от частых наводнений. К концу III тыс. до н. э. начали строить храмы на нескольких платформах, так называемые зиккураты. Один из них в Уре. Его высота 20 м, причем нижний ярус высотой 15 м, а два верхних относительно невысоки. К культуре Древнего Вавилона примыкают хеттская и ассирийская культуры. Хеттский язык принадлежит к группе индоевропейских. Хеттские гимны, например гимн Солнцу, обнаруживают влияние вавилонских гимнов, однако имеют ряд особенностей (в частности, отмечая значение Солнца не только для людей, но и для животных). Влияние на хеттов оказал и хурритский мифологический цикл (хурриты обитали в Северной Сирии и Северной Месопотамии), а через них он воздействовал на греческие мифологические сюжеты. Поэтому хеттскую литературу можно считать промежуточным звеном между литературами Месопотамии и древнегреческой. Цикл «О царствовании на небесах» напоминает греческую теогонию Гесиода, где каждое следующее поколение богов побеждает предыдущее. Исторические хроники, написанные от имени хеттского царя Мурсалиса II (XIII в. до н. э.), особенностями формы (притчи) и содержания (мысль о переходе греха от отца к сыну, идея искупления) обнаруживают сходство с ветхозаветной литературой и ее более поздними продолжениями. В гимне Солнцу находим оборот «Я иду своей дорогой правды», который прямо соответствует Ветхому Завету («Я хожу по пути правды» — Книга притчей Соломоновых. 8.20). Еще одно творение хеттского искусства — «Песнь об Улликум-ми» — имеет параллель с греческим мифом об Антее, который побежден, будучи оторванным от земли, дававшей ему силу. В искусстве Ассирии доминирует образ могучего правителя, не связанный с представлением о боге, но выступающий образцом для подражания. Преобладают темы восхваления воинской мощи страны, славятся подвиги царей, их облик, пышное убранство. Ассирия прославилась в культурном отношении библиотекой царя Ашшурбанипала (669~ок. 633 до н. э.). Желание завоевывать территории трансформировалось в этом случае в желание собирать книги.
|