Мифология и религия Древнего Ирана
Большое значение имело обучение Торе. «Доколь еврей обязан учиться закону? По день смерти своей»1. Изобразительного искусства у евреев практически не существовало, так как по религиозным соображениям запрещалось изображение живых существ (заповедь «не сотвори себе кумира»). Главной святыней Израиля и самым значительным архитектурным сооружением был храм Соломона в Иерусалиме, который построен в IX в. до н. э., разрушен, восстановлен, снова снесен, заменен новым и наконец окончательно уничтожен римлянами. Место, где стоял храм, считается святым в иудаизме, христианстве и в исламе. На этом месте патриарх Авраам (которому явился Бог Яхве и заключил с ним союз — в других землях боги также общались с царями, которые им поклонялись) должен был принести в жертву своего сына Исаака, по преданию, именно с этого места пророк Мухаммад вознесся на небо. Храм состоял из притвора, дома Божьего, где стоял жертвенник, или Золотой алтарь, и Святая Святых, где хранился Ковчег завета. Жилые дома в Палестине были такие же, как на всем Ближнем Востоке: преимущественно одноэтажные постройки располагались вокруг внутреннего двора. Как и в Египте, в жаркое время года крыши служили в качестве террасы. • Мифология и религия Древнего Ирана Ираноязычные индоевропейские племена проникли на территорию Ирана во II тыс. до н. э. В середине VI в. до н. э. к востоку от Междуречья на Иранском плоскогорье образовалось Персидское государство. Основателем его был Кир //(559—530 до н. э.), завоевавший Вавилонию и Финикию. Старший сын Кира Камбиз (530-522 до н. э.) в 525 г. завоевал Египет. При Дарий /(522—486 До н. э.) восточная граница Персидской державы доходила до реки Инд; западная включала Македонию. В 500—449 гг. шли ожесточенные греко-персидские войны, а конец Персидскому царству положил Александр Македонский. Персам мы обязаны словом «магия», происходящим от древне-Персидского maga — жертвоприношение. Слово «сатрап» произошло от названий персидских провинций — сатрапий. L 1 Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. С. 93. Культурология в вопросах и ответах 97 Культурология в вопросах и ответах Ханаанские мифы о борьбе сил добра и зла воплотились в иранскую религию — зороастризм (по имени ее легендарного основателя Зороастра). Мотив борьбы света с тьмой широко распространен в мифологии различных народов, но в зороастризме он звучит особенно настойчиво и драматично. Зороастр жил около 1200 г. до н. э., а его религия господствовала с V по VIT в. н. э. Он создал религиозный идеал, за которым последовали христианство и ислам. Добрые боги (например, Митра) являются знатоками закона, олицетворением договора, успокаивающими, благосклонными, покровителями честных деяний и карателями неправого, в то время как злые (например, Варуна) вооружены узами и путами, т. е. действуют «насилием немедленным и непреодолимым»'. История делится в зороастризме на три периода, первый из которых называется Творением. Творец мира — верховный бог добра Ахурамазда (букв. «Владыка Мудрость») — создал сперва бессмертных святых, а из материальных объектов «первым небо, вторым — воду, третьим — землю, четвертым — растения, пятым — скот, шестым — человека»2. Встречаем в иранской мифологии и антропоморфные представления о творении. В пехлевийском сочинении «Датастан-и-деник» говорится, что различные объекты создались из человекоподобного тела: сперва из головы было сотворено небо, затем из ног — земля, из слез — вода, из волос — растения, из правой руки — бык и, наконец, из разума — огонь. Данный текст в общих чертах сходен с содержанием известного гимна Пуруше в «Ригведе», что доказывает наличие общих индоиранских корней. Второй период истории — Смешение, когда силы зла, устремившись в мир, смешиваются с силами добра. Третий период — Разделение — приведет к окончательной победе сил добра, т. е. творчества. Здесь весь тяжкий путь человечества — от культуры к культуре же через преодоление зла. В конце концов материальный мир на веки веков станет бессмертным. Персидские цари объясняли свои победы желанием и помощью Ахурамазды. Каждый должен выбрать свое место в борьбе сил добра и зла. Поклоняющиеся Ахурамазде попадают в рай, вкушая там блаженство в ожидании грядущего Воскресения; поклоняющиеся Анхраманью («Злой Дух») должны знать, что их душа сгинет в аду, ожидая в мучениях Последнего Суда и уничтожения. 1 Мифологии Древнего мира. С. 349. 2 Там же. С. 342.
|