Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология Древней Индии





Пуруши родился огонь. Расчленение Пуруши — жертвоприноше­ние во имя людей, аналогичное добровольной гибели Христа, но здесь речь идет о создании, а не о спасении людей.

Первый жертвенный обряд богов представлял собой первый акт творения; «при этом все, тогда еше неупорядоченные, элемен­ты космоса были заключены в теле приносимой жертвы, мыслив­шейся в образе гигантского антропоморфного мужского существа (пуруша)»1. Боги создали мир сообща, устроив первое жертвопри­ношение. «Сила, таким образом, заключена не в Индре, а в жерт­венном обряде»3. Идея создания космоса посредством жертвопри­ношения ближе к истине, исходя из современных научных пред­ставлений, чем идея происхождения из хаоса, которая наиболее подробно изложена в греческой мифологии.

Смысл жертвоприношений заключается и в последующем под­держании того мирового порядка, который создан первым жертво­приношением. «Беспрерывное ритмичное функционирование космического механизма зависело от совершения согласованными усилиями богов и людей жертвоприношений, посредством кото­рых они взаимно усиливали друг друга. Этот процесс представляет­ся бесконечным. Когда сила привела Вселенную в движение, тен­денции к беспорядку, дезорганизации не были полностью искоре­нены. Каждый день солнце заходит, и его необходимо снова вывести на небо из темного подземного пространства; воды долж­ны ниспадать с небес, чтобы питать влагой растения и обеспечи­вать человечество пищей»3. В «Бхагавад-Гите» говорится о йоге жертвы.

В Ригведе встречаем представление о Едином. «Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, все проникающее, едина Заря, все освещающая, и едино то, что стало всем (этим)»4. Из единства реальности вытекает важное в философском смысле представление Вед о единстве истины. Единое неопределимо, так как всякое определение есть ограничение, а первоначало ничем не ограничено, представляя собой недифференцированную целост­ность. В одном из гимнов Ригведы говорится, что время породило Небо и землю, и это согласуется с современной научной моделью происхождения материи, созданной в синергетике.

1 Мифологии Древнего мира. С. 292-293.

2 Там же. С. 292.

3 Там же. С. 290-291.
"РигведаУШ, 58.


Культурология в вопросах и ответах

В самой духовной и терпимой культуре мира — индийской — сформировалось представление о неистинности нашего мира в том смысле, что есть другой мир, единственно истинный, и этот истин­ный мир является источником духовной культуры, В этом отража­ется понимание того, что для творения духовной культуры надо от­речься от земного. Индийцы создали великолепно-загадочную культуру, ключ к которой в отречении от заземленно-низменного. Эти идеи дошли до наших дней и воплотились в XX в. в ненасиль­ственное сопротивление национального лидера Махандаса Ганди, приведшее Индию к политической свободе.

Ни в какой другой культуре жертвенность не была так обосно­вана, как в индийской. То, что Ригведа состоит из гимнов, предна­значенных для исполнения в ходе общественных жертвоприноше­ний, говорит о важности этого ритуала в Древней Индии- Об этом свидетельствует и то, что высшей кастой была каста брахманов, ко­торой подчинялись правители, принадлежащие к следующей по значению касте воинов.

«Брахманы» представляют собой ритуальный комментарий к Ведам, написанный для жрецов, и содержат тексты, используемые при жертвоприношениях. Они требовали правдивости, благочес­тия, уважения к родителям, любви к людям, доброты к животным, воздержания от воровства, убийства, прелюбодеяния. «Араньяки» (от «аранья» — лес) — тексты для отшельников.

Большое значение в древнеиндийской традиции придавалось непосредственной передаче знания. «Лишь знание, полученное от учителя, ведет по самому прямому пути»1. Упанишады буквально значат «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий настав­ления и разъяснение учителем Вед. На стадии Упанишад более це­нится не жертвоприношение, а размышления. В Ведах Единое представляет собой Бога. В Упанишадах Единое — безличное нача­ло. Совершается постепенный переход от политеизма к монотеиз­му и монизму, эволюция представлений об основе всего сущего от понятия мира-Пуруши через личное начало — Праджапати до без­личной причины — Брахмана.

Человек в Упанишадах образно определяется так: «Знай, что атман — это едущий в колеснице, тело — колесница. Знай, что ра­зум — возница, мысль поистине узда. Говорят, что чувства — это кони, а то, что действует (на чувства), — их пастбище. Мудрецы го­ворят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаждаюгдий-

Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 98.


К.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия