Религия и философия Древней Индии
Индийская культура — культура самой древней религии, претендующей на то, чтобы считаться мировой. Будда («Просветлен-"ный») хотел того же, что и Гильгамеш, и подобно зороастрийцам рассматривал смерть как главное зло. Сына царя, жившего в VI—V вв. до н. э., ожидали все радости, доставляемые богатством и властью. Но он покинул свой дом и стал странствующим искателем истины. Изучив существовавшие в Древней Индии взгляды, он создал религию, не похожую на все, что было до него. Самая важная тема для Будды — человеческие страдания. 1 Открытие Индии. С. 2 Там же. С. 246-247. Культурология в вопросах и ответах Полное освобождение от страданий возможно в состоянии нирваны (букв, «затухание», «остывание»), когда, потеряв все связи с миром, представление о собственном Я, иллюзию внешнего мира и собственных мыслей, человек сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля воды впадает в океан. К достижению нирваны призван подготовить восьмеричный путь Будды. Он включает освобождение от заблуждений; отрешение от привязанностей к миру, от дурных намерений, от вражды к людям; воздержание от лжи; отказ от уничтожения живого, от воровства; зарабатывание на жизнь честным путем; искоренение дурных мыслей, постоянное повторение ранее усвоенного; правильное сосредоточение. Из восьми ступеней первые две — правильные взгляды (осознание четырех истин) и правильное стремление (достичь нирваны) — относятся к сфере сознания. Три следующие — правильная речь (воздержание от лжи), правильное поведение (ненанесение вреда другим существам и т. п.), правильный образ жизни (добывание питания честными способами) -— относятся к внешним формам деятельности. Три последние — правильное усилие (контроль за состоянием психики и т. п.), правильное направление мысли (не думать «это — я», «это — мое», т. е. не концентрировать внимание на собственной личности), правильное сосредоточение (достижение состояния отрешенности от мира и избавление от желаний) — относятся к внутриличностной трансформации. Почти одновременно с буддизмом сформировалась еще одна религия — джайнизм (от имени ее легендарного основателя Джайны, что значит Победитель), в которой наряду с такими моральными принципами поведения, как милосердие, терпение, смирение, простодушие, умиротворенность ума, воздержание от лживости, воровства, всех привязанностей и земных интересов, потворства своим слабостям, особую ценность приобрел принцип ахимсы. Уважение ко всему живому и воздержание от нанесения ему вреда — одна из главных черт джайнизма. Последователи этой религии полагали, что индивидуальная душа (джива) — это часть Бога, а поскольку она находится во всех живых существах, надо воздерживаться от причинения вреда не только людям, но и животным и растениям. В «Книге о хорошем поведении» из джайнистского канона говорится: «Причинение вреда земле подобно избиению, ранению и убийству слепого». Джайнистские монахи ходили с веничком, подметая землю перед собой, и надевали на лицо сетку, чтобы ненароком не навредить живым существам. ПО
|