Основные представления китайской культуры
Древнейшие города-государства возникли в Китае во II тыс. до н. э.; важнейший из них город Шан, где правила династия Инь, которой удалось объединить значительные территории. На рубеже Открытие Индии. С. 48. Ш \ Культурология в вопросах и ответах II— I тыс. была создана нивилизация Чжоу, представлявшая собой совокупность отдельных государств. Первой централизованной империей на территории Китая было царство Цинь (III в. до н. э.). В этот период начинается строительство Великой Китайской стены. Следующая династия, правившая Китаем до IV в. до н. э., — Хань. После периода раздробленности под властью династии Суй в VII в. возникает могущественная Танская империя, а затем Китай объединяет династия Сун. В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, но через 100 лет освободился от иностранного владычества. Следующие две династии — Мин и маньчжурская Цин. Процесс перенимания завоевателями культуры завоеванных народов происходил и в Китае. Например, монголы весьма быстро приняли законы, нравы и даже язык побежденных. Афоризм китайского мыслителя Лао-цзы «слабейшее побеждает сильнейшее» может быть приложен к ситуации победы культуры над насилием, тогда как повелевающий другими не должен ли быть всегда, по утверждению другого китайского мыслителя, Шу-цзын, в страхе? Особенностью китайского национального характера является обращенность к проблемам социума и нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Китай соседствует с Индией, и часто мудрость обоих народов объединяют, говоря о философии Дальнего Востока. Но какая разница во взглядах, даже в постановке проблем! Индийская культура основана на представлении о перевоплощении душ и карме. Китайская исходит из того, что «рождение — начало человека, смерть — его конец... Смерть наступает один раз, (человек) не возвращается»1. Индийцы думают о том, как выйти из колеса перевоплощений и обрести вечное блаженство вне мира; китайцы считают, что «жизнь — это хорошо, а смерть — это плохо»2. Индийская мысль создает учение о Едином, которое является основой бытия и высшей истиной; китайская — учение о двух противоположных началах ян и инь, господствующих в нашем мире. Индийской философии присущ монизм, китайской — дуализм. Если душа человека часть Единого, это служит оправданием индивидуализма. Поэтому современный индийский философ Раджнеш говорит: «Я не спаситель. Я спас самого себя, а вы должны спасти себя». Совсем иначе ориентирована нравственно-философская мысль Древнего Китая. Основатель конфуцианства, са- 1 Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1973. Т. 2. С. 18. 2 Там же. С. 13.
|