Студопедия — Основные представления индийской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные представления индийской культуры






Природные условия, история и национальный характер прида­ли определенную направленность индийской культуре, создавшей целостный оригинальный архетип.

Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая сооб­щает ей уникальность и является самым ценным из того, что вно­сится ею в мировую цивилизацию. Чтобы понять какую-либо культуру, надо принять за основу изучения то, чем она наиболее отличается от нашей. Для индийской культуры это концепция пере­воплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как результат на­пряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимопере­хода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, разви­тие концепции перевоплошения предопределило главенство проблемы жизни и смерти в древнеиндийской культуре. Налицо взаимовлияние между преимущественно духовно-мистической на­правленностью индийского национального характера и формиро­ванием концепции перевоплощения.

Понятие кармы — ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме — это учение о ес­тественной нравственной причинности. Английский философ Гер­берт Спенсер считает, что этика станет подлинной наукой, когда можно будет вывести общее правило жизни из ясно определенной причины и открыть неизбежные соотношения между поступками и их последствиями. Индийцы не создали этики в научном смысле, однако они были убеждены в существовании естественной этиче­ской причинности. Поэтому индийский философ XX в. Сарвапал-ли Радхакришнан справедливо пишет, что психология и этика — ос­новные науки в Индии, существует опыт, подтверждающий естест­венную причинность (например воспоминания о предыдущих рождениях), но нет общеобязательности полученных результатов. Тут открывается поле для научных исследований. Быть может, ес­тественную этическую причинность можно будет когда-нибудь на­учно обосновать, но для этого понадобится иная наука по своему соотношению с нравственностью, хотя столь же строгая, как физи­ка и математика.

В соответствии с законом кармы, что посеешь в этой жизни, то Пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает аб­солютный статус. Законом кармы обосновывается социальное уст­ройство Индии — наличие каст, наследственный характер кото­рых имеет, по-видимому, расовую основу. Законом кармы объяс­няются страдания невинных и гибель младенцев — значит, в Предыдущих жизнях ими были совершены прегрешения.


Культурология в вопросах и ответах

Мифология Древней Индии

Один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, — Веды (в переводе с санскрита «знание»; тот же ко­рень в русских словах «ведать», «ведьма») имеет мифологическую основу. В нем действуют дравидские боги, которым поклонялись еще до прихода ариев: Вишну — бог Солнца, Шива — бог плодоро­дия, Брахма — верховный бог, отождествившийся с Единым, и присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Инд-рой — богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян. Представление о каждом из трех высших богов раз­вивалось своей кастой: о Брахме — кастой брахманов, о Вишну — кастой кшатриев, о Шиве — двумя низшими кастами.

В Индии издавна бытовало представление о четырех стадиях жизни, которые должен пройти человек: ученика, изучающего Ве­ды; главы семьи, приносящего жертвы; отшельника, соблюдающе­го пост; аскета, у которого нет жилища и собственности, а только стремление к слиянию с Единым. Им соответствуют четыре части Вед — гимны, брахманы, араньяки, упанишады.

Самая древняя из Вед — Ригведа («Веда гимнов»). Гимны пе­лись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. В Ригведе повествуется о созидающей роли жертвопри­ношения: учредив данный обряд, боги в ходе его «произносили имена всевозможных предметов и живых существ, которые тотчас же по назывании обретали бытие»1. Так идея жертвоприношения связывается с рождением.

В Ригведе же повествуется о том, что боги вменили в обязан­ность первому человеку совершать на земле жертвоприношения ради торжества истины и гармонии. Здесь стремление к жертве, хо­тя последняя перекладывалась на животных. Жертвой был и пер­возданный человек — Пуруша, от которого произошла Вселенная и четыре касты индийского общества. Боги рассекли Пурушу на части. Брахманы, или жрецы, произошли из уст Пуруши, кшатрии, или воины, — из его рук; вайшьи, или ремесленники, торговцы, земле­дельцы, — из его бедер; шудры — из его стоп. Разум Пуруши стал месяцем, глаз — солнцем. Дыхание обернулось ветром, а изо рта

Мифологии Древнего мира. С. 289.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 547. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия