Студопедия — Искусство Древней Индии. Искусство Индии мифологично и, можно сказать, философич­но, учитывая, что в Индии не было философии как дисциплины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Древней Индии. Искусство Индии мифологично и, можно сказать, философич­но, учитывая, что в Индии не было философии как дисциплины






Искусство Индии мифологично и, можно сказать, философич­но, учитывая, что в Индии не было философии как дисциплины. Примерно в середине I тыс. до н. э. возникли два выдающихся эпо­са «Махабхарата» и «Рамаяна». Ауробиндо Гхош писал о «Рамая­не»: «С одной стороны, перед нами предстает идеальное мужество, божественная красота добродетели и этического порядка, цивили­зация, опирающаяся на дхарму и претворяющая в жизнь мораль­ный идеал, который заключается в едином неудержимом стремле­нии к красоте и гармонии; с другой стороны, дикие, анархические и почти аморфные силы сверхчеловеческого эгоизма, своеволия и торжествующего насилия»1.

Основной мотив «Махабхараты»идея дхармы. «Здесь ведиче­ская концепция борения двух начал — правды, света и единства с силами тьмы, разделения и лжи вынесена из сферы духовной, ре­лигиозной, внутренней в сферу внешнюю, интеллектуальную, эти­ческую, жизненную»2. Мир, спокойствие и гуманность побеждают эгоизм и самоволие. «Это все та же борьба дэвов с асурами, богов с титанами, но представленная как конфликты человеческой жизни»3.

В «Махабхарате» разъясняются основные положения древне­индийской этики. Человек должен быть не привязан к себе и сво­ему деянию, но действовать должен сам: «Свой долг надлежит вы­полнять в одиночку, нет общности дхармы»4. «Истина движет бо­гами». И, стало быть, выше богов.

Интересное обоснование концепции перевоплощения снови­дениями заставляет вспомнить рассказы переживших клиниче­скую смерть. «Как во сне человек видит от себя отличным свое на земле распростертое тело, так (после смерти) связанный со слухом и прочими (чувствами), с превеликим, с буддхи от одного образа переходит к другому»5.

Наиболее важной частью «Махабхараты» является «Бхага-вад-Гита» (песня о Бхагаване — одно из имен бога Кришны).

1 Открытие Индии. С. 370.

2 Там же. С. 368.

3 Там же. С. 369.

4 Могшадхарма. Ашхабад, 1983. С. 71.

5 Тамже.С. 111.


Искусство Древней Индии

Управляющий колесницей Кришна, считающийся воплощением Вишну — одного из трех главных богов индуистского пантеона, объясняет царю Арджуне, как он должен себя вести. Кришна сове­тует Арджуне выполнять все обязанности, которые вытекают из принадлежности его к касте кшатриев, но быть при этом безраз­личным к результатам деятельности.

Арджуну одолевают сомнения в праведности битвы с врагами. «Мы грех совершим, убивая!.. Счастливыми, близких убив, мы не будем!» Кришна возражает: «Как можно пред битвою битвы стра­шиться? Смятенье твое недостойно арийца. Оно не дарует на по­прище брани небесного блага и славных деяний»1.

Арджуна спрашивает: «Еще мы не знаем, что лучше в сраженье: врагов победить иль познать пораженье?» Кришна отвечает: «Муд­рец, исходя из законов всеобщих, не должен жалеть ни живых, ни усопших», и объясняет почему: «Мы были всегда — я и ты, и, всем людям подобно, вовеки и впредь мы пребудем»2. Далее Кришна из­лагает концепцию перевоплощения и продолжает: «Есть в чувствах телесных и радость и горе; есть холод и жар, но пройдут они вско­ре; мгновенны они... О, не будь с ними связан, о Арджуна, ты обуз­дать их обязан! Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин, кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен»3. Преходящие тела не,; истинны, истинно только вечное, которое нельзя убить: «Не плачь I' же о тех, кто слезы недостоин, и если ты воин, — сражайся, как во-| ин! Кто думает, будто бы он есть убийца, и тот, кто в бою быть уби­тым боится, — равно неразумны: равно не бывают и тот, кто убил, и кого убивают»4. Это опасные слова — ими можно оправдать — и так было — физическое убийство, коль скоро тело подобно «обвет­шавшему платью», которое мы сбрасываем и надеваем другое. Бренному телу Кришна противопоставляет Единое — «всепрони­кающее, вездесущее, неподвижное, устойчивое, вечно живущее, неопалимое и неуязвимое». Поэтому «исполни свой долг, назида­нье усвоя: воитель рожден ради правого боя»5. Это долг, разрушаю­щий карму, и исполняющий его безгрешен, но что касается цели, jfcTo «удача подобна потере... горе и счастье равны в полной мере... [победе равно пораженье»6. Совершая должное, следует быть неза-

1 Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. С. 172, 173.

2 Там же. С. 174.

3 Там же.

4 Там же. С. 175.

5 Там же. С. 176.

6 Там же. С. 177.


Культурология в вопросах и ответах

интересованным в плодах деяний. Если же человек привязан к ми­ру, он не достигнет самадхи — состояния «восторга и счастья». Че­ловек должен быть свободен от желаний. «Итак, не плодов ты же­лай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья»1.

Сказанное Кришной любопытно сравнить с другими фрагмен­тами «Махабхараты», где критикуется деятельность, что дает осно­вания для обвинения индийской культуры в проповеди пассивно­сти. «Дела связывают существа, познанье — освобождает, поэтому подвизающиеся, прозревшие Запредельное, дел не совершают»2.

Человек, заключает Кришна, должен забыть и счастье и несча­стье и быть приверженным только той радости, которая внутри не­го. «Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье, не ведает гнева, и страха, и страсти»3. Человек не получает награды за добрые дела, потому что «ни зло, ни добро не приемлет Всевластный»4. Творя добро, лучше не настраиваться на благодарность. Творящего зло тем более не ждёт ничего хорошего, потому что действует закон кармы.

«Бхагавад-Гита» — самое популярное произведение в Индии, потому что обращено к обычному человеку и обещает ему, что, за­нимаясь повседневной деятельностью, он может надеяться на пре­одоление кармы и выход из колеса перевоплощений, не будучи ни знатоком Вед, ни брахманом, ни отшельником. Достаточно выпол­нять все, что полагается по долгу касты.

В «Бхагавад-Гите» раскрываются основные противоречия древ­неиндийской культуры. Нравственное призвание личности при­знается в выполнении долга, предписанного кармой, однако сама личность считается как бы ненастоящей, и как тогда серьезно го­ворить об ее ответственности? В этом уязвимость оправдания убийства, с которым нравственное чувство не может примириться.

Основание стойкой в Индии веры в Единое в том, что истина может содержаться только в вечном, нерушимом, но не в преходя­щих телах. Однако представлением о всеобщей истине оправдыва­лось и существование тоталитарных обществ. Неру утверждал, что махатма Ганди и его последователи не видели противоречия между ненасилием и «Бхагавад-Гитой», где бог Кришна побуждает Ар-джуну идти на бой. «Ясно, что концепция ненасилия значительно

1 Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. С. 178.

2 Мокшадхарма. С. 261.

3 Махабхарата. Рамаяна. С. 178.

4 Там же. С. 186.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия