Студопедия — Философия и религия Древнего Китая. выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел не­удачу в распространении с во их
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и религия Древнего Китая. выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел не­удачу в распространении с во их






выразивший дух китайского народа Конфуций тоже потерпел не­удачу в распространении с во их. взглядов. Сходство между Лао-цзы и Конфуцием в том, что оба они в соответствии с архетипом китай­ской мысли искали постоянства, но Лао-цзы нашел его в недея­нии, а Конфуций в постоянстве деятельности — ритуале. Общим был и призыв к ограничению потребностей. Различие же в том, что считать более важным. А так и Лао-цзы писал о человеколюбии, и Конфуций сказал: «Если утром познаешь правильный путь, вече­ром можно умереть» (Лунь юй. IV, 8).

Китайская культура — культура древнейших праидеологий. Это связано с ее слабой религиозностью и посюсторонностью. За неимением достаточного количества богов был обожествлен сам Конфуций с обычными в таких случаях жертвоприношениями. «В Ханьский же период начались и жертвоприношения при гроб­нице Конфуция. Около 37 г. н. э. культ его стал государственным. В 59 г. Хань Мин-ди повелел совершать жертвоприношения в честь Конфуция в казенных школах»1. По всей Поднебесной со­оружались храмы, посвященные Конфуцию. Конфуцианство, по существу, стало государственной религией.

Однажды ученик спросил Конфуция: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это сло­во — взаимность». Мыслитель-практик понимал важность обще­ния людей на основе согласия и взаимной помощи, но не был уто­пистом. На вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?» — учитель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью, на добро отвечают добром» (Лунь юй. XIV, 34). Но, как в любой культуре, в китайской существовали утопи­сты-идеалисты (в смысле стремления к идеалам), и величайшему из них Мо-цзы (ок. 479—ок. 400 до н. э.) было мало просто взаимно­сти. Ссылаясь опять-таки на волю Неба, он изрек: «Повиновение велению Неба — это взаимная любовь и взаимная выгода»2. Об опасности стремления к выгоде только для себя предупреждал Конфуций. «Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу» (Лунь юй. IV, 12). Но в понимании значения любви Конфуций ос­тановился на полпути. «Знающему далеко до любящего, любящему Далеко до радостного» (Лунь юй. VI, 20). Мо-цзы же совершил на­стоящую революцию в отношении к этому понятию.

1 Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 288.

2 Древнекитайская философия. М., 1997. Т. 1. С. 195.


Культурология в вопросах и ответах

Утопизм Мо-цзы в том, что все свои представления он взял, в отличие от Конфуция, для которого образцом была семья, в бук­вальном смысле слова с неба. В главе «Подражание образцу» глав­ного сочинения, связанного с его именем, — «Мо-цзы», ббльшую часть которого занимают записи слов и деяний самого Мо-цзы и написанного его последователями в III—II вв. до н. э., задается вопрос: «Что же можно рассматривать как образец для управле­ния? Отвечаю. Готовясь к действиям, необходимо сопоставить свои поступки с [желаниями] Неба»1.

А что желает Небо? «Действия Неба обширны и бескорыстны. Оно щедро [и не кичится] своими достоинствами, его сияние дли­тельно и не ослабляюще»2. Вопреки Лао-цзы, который в полемике с Конфуцием сказал, что «Небо и земля не обладают человеко­любием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью» (Дао дэ цзин. 5), Мо-цзы считал, что «Небо непременно желает, чтобы люди взаимно любили друг друга и при­носили друг другу пользу, но Небу неприятно, если люди делают друг другу зло, обманывают друг друга»3.

Взгляды Мо-цзы были очень популярны в IV—III вв. до н. э., но потом реализм Конфуция все же победил в практичной душе ки­тайца. Учение Конфуция также устремлено к идеалу, но то был идеал нравственного самосовершенствования. Мо-цзы был соци­альным утопистом и хотел принудительного внедрения всеобщего равенства. Конфуций стоял между Лао-цзы с его недеянием и Мо-цзы с его насилием, и его концепция оказалась «золотой сере­диной» между пассивностью и экстремизмом.

Проповедь естественности (Лао-цзы) и противопоставляемое ей искусственное конструирование межчеловеческих отношений (Конфуций), реакции на него — демократическая (Мо-цзы) и государственно-иерархическая («законники», которые превыше всего ставили подчинение праву) — так развивалась нравствен­но-философская мысль Древнего Китая. За многочисленными различиями проступают главные моменты: недеяние Лао-цзы, че­ловеколюбие Конфуция, всеобщая любовь Мо-цзы. Насколько неясен Лао-цзы, настолько почти банален Конфуций и столь же понятен, но невыполним Мо-цзы. Три варианта обеспечения устойчивости общества — космическо-метафизический, личност-

1 Древнекитайская философия, С. 179-180.

2 Там же. С. 179.

3 Там же. С. 180.


Философия и религия Древнего Китая

но-нравственный и социально-утопический — исчерпали собой фи­лософский диапазон, и дальше были лишь систематизация и пере­певы.

Древнекитайская мысль сформулировала свои варианты реше­ния основных проблем, стоящих перед человеком. Для китайцев истинен этот мир. Китайская мысль реалистична и социально-фе-номенологична по преимуществу.

Двумя великими народами заложена содержательная база фи­лософии как дисциплины. Но для ее формирования нужны фор­мальные предпосылки: метод получения результатов и их общезна­чимость. Это обеспечила древнегреческая мысль начиная с Сокра­та, который не только, по заключению Диогена Лаэртского, «ввел этику», но и создал философию, став ее олицетворением.

В Древнем Китае не было эпоса, но были исторические сочи­нения, а также стихи и ритмизованная проза. Самый известный историк Китая — Сыма Цянь, чьи «Исторические записки» («Шиц-зи») датируются II— I вв. до н. э. Очень популярна в Китае «Книга песен и гимнов» («Шицзин») — свод песен в основном устного на­родного творчества первой половины I тыс. до н. э.

В число книг, считавшихся в Китае обязательными для обуче­ния, входили также «Книга перемен» («Ицзин»), «Книга истории» («Шуцзин»), «Записки о ритуале» («Лицзи») и «Весны и осени» («Шуньцю») — хроника царства Лу. Вместе они составили пять книг конфуцианского канона.

Китайцы изобрели порох, фарфор, бумагу, которая появилась к началу новой эры, и бумажные деньги — в X в. В VIII в. в Китае появилось рулевое управление современной конструкции в море­плавании (для сравнения в Европе — в XIII в.). Руль стал большим по размерам, устанавливался на достаточной глубине, и стало воз­можным строить крупные корабли, могущие плавать против ветра. С XI в. китайские моряки пользовались компасом. Больших успе­хов достигли медицинские знания: например определение диагно­за по пульсу, а с IV— III вв. до н. э. — иглоукалывание. Одним из чу­дес света может считаться Великая Китайская стена, построенная в 220-210 гг. дон. э. Ее длина свыше 6 тыс. км, ширина 5—5,5 м, вы­сота в среднем 9 м, а дозорных башен — 12м.


Раздел IV

МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Начинаются морские цивилизации — новый этап эволюции че­ловечества. «Одна особенно яркая черта, по моему мнению, харак­теризует этот второй период развития цивилизации: отныне от­дельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и сами­ми финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается од­ним народом другому»1. Роль моря столь велика, что до настояще­го времени большинство человечества живет не далее 60 км от мор­ской береговой линии.

 






Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 513. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия