Становление философии в Древней Греции
«общепринятыми истинами» было собственное понимание вешей, как в притчах Христа, был иной, более глубокий смысл. Прием Сократа напоминал христианский — в том и другом случае это было необходимо, чтобы слушатели лучше поняли и скорее согласились с говорящим. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывается новое, рациональное содержание. Например, вспоминается, что для обеспечения возможности совместной жизни боги решили «ввести среди людей «стыд и правду», но что это определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией. Корни философии — в обыденных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вешей — отголоски представления об отце или — в мифологизированном варианте — об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику. Еще одной составляющей философии были правила ведения спора, которые начали формироваться в Греции под влиянием странствующих учителей мудрости — софистов и вызывались практическими потребностями демократической системы управления полисом. Разногласия людей могут быть результатом различного понимания слов. Один говорит: «Человек — это звучит гордо». Другой заявляет: «Не было более вредного существа на Земле». Первый уверен, что в каждом человеке есть искра божия; Для второго же человек — существо с двумя руками на двух ногах. Они могут согласиться друг с другом, только договорившись об определении слова «человек». Однозначно определенное слово есть Понятие. Ввел понятия как инструменты поиска истины Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Коль скоро есть понятия и любовь к истине, ее можно найти посредством размышления и спора. Итак, нужно определить слова и спорить о них — таков метод философствования, с помощью которого приходим к общечеловеческой истине. Сам Сократ не говорил, что нашел истину, а что ее надо искать и можно обрести, тем самым стимулируя поиск. Культурология в вопросах и ответах Всегда босой, в старом плаще Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры. Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчитывалось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, а к ним стекались сотни учеников со всей Греции и философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сократа. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуждением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то затухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сю пору. Сократ — «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории»1. Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была бы обращена не на познание, а на эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губительная борьба народов. Сократ сформулировал определенное мировоззрение и своей жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Сократ самокритично сказал в своей речи, что дельфийский оракул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость»2. Но мудрость Сократа стоила торжества философии Сократа. «Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете»3. Тот свет связан с этим, культура — с жизнью. Чтобы отстоять себя духовно, Сократ пожертвовал собой физически. «Он защищался ради правды с той искренней готовностью к смерти, которая так расковывает и освобождает человека... Согласие на смерть — необходимое и неизбежное условие борьбы за справедливость, если, конечно, эта борьба серьезна и принципиальна»4. Услышав фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», — философ спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа». 1 Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. 2 Платон. Апология Сократа. 23в. 3 Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1977. С. 31. 4 Там же. С. 132, 136. Мифология Древней Греции Сократ входит в историю как культурный герой. Его слова, взятые в качестве эпиграфа, поразительны по глубине предвидения, так смерть движет развитием культуры, несмотря на, а, пожалуй, благодаря внешнему противодействию. Английский философ и логик XX в. Бертран Рассел сомневается, что описываемый Платоном и Ксенофонтом Сократ вообще существовал. Что ж, в изображении любого культурного героя присутствует элемент фантастичности, и в этом смысле Сократ оказался также похож на легендарных героев, статуса которых и он, без сомнения, достоин по своей роли в развитии культуры.
|