Искусство Древней Греции. ное произведение. Поэмы Гомера (условно, поскольку авторство Гомера не установлено) в полном смысле слова сказание о людях и реальных событиях
ное произведение. Поэмы Гомера (условно, поскольку авторство Гомера не установлено) в полном смысле слова сказание о людях и реальных событиях, хотя в них также действуют боги. «Илиада» и «Одиссея» сложены в VIII, а записаны в VI в. до '<, н. э. В том же веке появляется лирика. Знаменитые поэты Греции — Сафо (начало VI до н. э.), Анакреонт (VI до н. э.) и Пиндар (518—438 до н. э.). Пиндару принадлежит знаменитая поэма «Острова блаженных», в которой описывается райская жизнь наиболее достойных людей. Эзоп (VI дон. э.) — родоначальник жанра басни. Веком позже из магии, как философия из мифологии, появляется драма. Греческая драма как новый вид искусства — результат рационализации и секуляризации магических обрядов вследствие потери ими практической функции. Произведения «отца трагедии» Эсхила (524—456 до н. э.), полубога, как его называют другие поэты, демонстрирует, как драма возникла из древнегреческой оды, хотя Эсхил был современником Пиндара. Истоком трагедии стал хор — ее самое древнее архаичное ядро. Слово «трагедия» значит в переводе «козлиная песнь», что указывает на происхождение трагедии из песнопений в честь Диониса, участники которых надевали козьи шкуры, т. е. были ряжеными, и завершали обряд жертвоприношением козла. Не случайно в трагедии мотив жертвы играет первостепенную роль, постепенно отдаляясь от своей культовой основы, обрядовые песни превратились в литературное произведение, в котором, однако, вплоть до Еврипида обязательной принадлежностью остается жертвенник. Первоначально спектакли шли только раз в году в дни дионисийских празднеств. Трагедия связана и с эпосом (в Греции с гомеровским), в котором много трагичного. Корни трагедии — в неизбежности смерти, поэтому трагедия — удел не богов, а людей. О жертвенности трагедии Ницше говорит так: «Трагедия... при посредстве трагического мифа, в лице трагического героя способствует нашему освобождению от алчного стремления к этому существованию, напоминая нам о другом бытии и высшей радости, к которой борющийся и Полный предчувствий герой приуготовляется своей гибелью, а не своими победами»1. Три греческих драматурга — Эсхил, введший в действие второго актера; Софокл (496—406 до н. э.), введший третьего актера; и Еврипид (480—406 до н. э.). Ницше находит в развитии греческой трагедии шаги рациональности: каждый последующий из трех вы- ' Ницше Ф. Указ. соч. С. 140. I' Культурология в вопросах и ответах дающихся авторов более рационален, чем предыдущий: Эсхил более дионисичен, Софокл более психологичен, а Еврипид чутьли не аналог Сократа в трагедии. Обряд захоронения для греков был столь важен, что сюжет трагедии Софокла «Антигона» основан на готовности главной героини пожертвовать своей жизнью ради его совершения. «Что хочешь делай, схороню его. Мне сладко умереть, исполнив долг», — говорит Антигона и приносит себя в жертву мертвому брату и закону богов. «Антигона» соединяет в себе идею «Гамлета» — мщения за убийство отца и «Ромео и Джульетты» — увидя мертвой Антигону, лишает себя жизни Гемон, сын правителя, приговорившего Антигону к смерти. Отвергая мысль, что художник должен творить бессознательно, как сказал об Эсхиле Софокл и что свойственно ему самому, Еврипид аналогично сократовскому: «Лишь знающий добродетелен», считал, что «все должно быть разумным, чтобы быть прекрасным» '. Трагедии с такими персонажами, как сатиры, положили начало сатире как роду литературы, определившему специфику многих жанров: басни, эпиграммы, бурлеска, памфлета, фельетона, комедии и сатирического романа. К трем великим трагикам добавляется комедиограф Аристофан (ок. 446-385 до н. э.}, который не брал сюжеты из мифологии, а придумывал сам, часто пародируя трагическое действие. Драма все дальше отходила от мифологии. Греческий театр включал в себя «скену», на которой играли актеры, «орхестру» для хора и «театрон» — места для зрителей. Самый крупный театр в Афинах был рассчитан на 17 тыс. зрителей, т. е. вмещал почти всех граждан Афин. Посещение спектаклей считалось для свободных людей обязательным. О значении музыки в Древней Греции говорит миф об Орфее, от пения которого приходили в движение деревья и скалы. Греки играли на лире, флейте и других инструментах. Древнегреческий миф об Орфее близок мифам об Осирисе и Инанне. Возможно, этот миф, так же как алфавит, попал к грекам от финикийцев. В V в. до н. э. в Греции была открыта перспектива в живописи, и это — шаги рационализации в изобразительном искусстве. В микенский период сооружен огромный Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от слова Лабрис — двуострая секира, священный на Крите предмет), занимающий площадь около 10 тыс. кв. м 1 Ницше Ф. Указ. соч. С. 104.
|