Мифология Древнего Рима
нения, метаморфоз. Такой синтез вполне соответствовал историческому значению Римской империи, включившей в себя к началу нашей эры большинство известных земель. Создателем человека у Овидия выступает Прометей: «Между тем, как, склонясь, остальные животные в землю смотрят, высокое дал он (Прометей. — А.Г.) лицо человеку и прямо в небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи»1. В Золотой век не было страха, земля все «сама приносила, плугом не ранена», реки текли из молока и т. д. При Юпитере зародился Серебряный век. Появились четыре времени года, люди стали жить в пещерах и трудиться на земле. Дальше был Медный век и худший, Железный, когда ушло благ,очестие и справедливость, а пришло насилие и «проклятая жажда наживы», а вместе с ней частная собственость на землю и войны. Юпитер решает уничтожить человеческий род и устраивает потоп. В живых остается один человек с женой, и от них берут начало новые поколения людей. В «Метаморфозах» Овидия Юпитер в основном занимается любовными интригами, заставляя вспоминать написанную Овидием ранее «Науку любви». Пантеон богов намеренно заземляется, и теперь ему трудно соперничать с нарождающимся христианством. Можно сказать, что здесь происходит подмена. Юпитер Овидия намного легкомысленнее Зевса Гесиода, и верить в благостность так себя ведущего бога становится все сложнее. В императорский период утверждается культ императоров. В новую эру в Рим проникают мифологические системы из покоренных стран — Египта и Малой Азии. Между ними разворачивается борьба за господство. Во П в. в Риме обрел популярность культ персидского бога света и правды Митры, который в религиозном плане был самым сильным конкурентом Христа. Это был шаг от политеизма к монотеизму, и в этом смысле почитание Митры подготовило народ к принятию христианства в начале TV в. на закате Римской империи. А на протяжении длительного времени римские сатурналии воспринимались как дикий анахронизм, в то время как жертва Сократа для римских стоиков оставалась образцом мужества. Философия в Древнем Риме лидировала вплоть до победы христианства. ! Публий Овидий Назон. Собр. соч. СПб., 1994. Т. II. С. 11. Культурология в вопросах и ответах
|