Философия Древнего Рима
знаю», — говорит Будда и... обожествляется. «Боги не вмешиваются», — утверждает Эпикур и... почитается богом. Недавний пример — обожествление правителей атеистического государства. Оканчивается поэма Лукреция описанием массовой смерти от эпидемии. Так оптимистическое учение Эпикура неожиданно оборачивается пессимистическим выводом римского поэта: это учение невозможно претворить в жизни. Эпикурейство больше подходит для свободных людей, могущих забраться в «башню из слоновой кости». А раб? Как он может жить незаметно и без страхов наслаждаться жизнью? Каждый человек в эпоху империи был под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет свою жизненную силу, уже не подходит к социальным обстоятельствам Римской империи, когда человек вынуждается на противостояние с властью. В дальнейшем со становлением империи места для оптимистических учений вообще не осталось, и мы видим только стоиков и скептиков. Ни один из многочисленных последователей Эпикура ничего не изменил в его учении. Или оно настолько целостно, что не прибавишь, не убавишь, или в эпикурейцы не шли творческие люди. Напротив, метафизика стоиков сделала сильный крен в сторону платоновского идеализма, тогда как этика, а для стоиков, тем более римских, именно она была главной, изменилась мало. Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности — силой своего чувства и выразительностью позиции, и это объяснялось изменением социальных условий. Постепенно подтачивалось достоинство людей и вместе с тем их уверенность. Иссякал психологический запас прочности, и начинали преобладать мотивы обреченности. Б. Рассел писал, что в плохие времена философы придумывают утешения. «Мы не можем быть счастливыми, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, не важно, что мы несчастливы. Эта доктрина героическая и в плохом мире полезная»1. У римских стоиков ведущими чертами становятся не гордость, достоинство, уверенность в себе и внутренняя непоколебимость, а скорее слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Нет у них оптимизма греков. Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Рассел Б. История западной философии. М, 1959. С. 286. Культурология в вопросах и ответах С конца II в. христианство завладевает умами масс. Можно сказать, что христианство в борьбе с философией победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий (121 — 180) потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а потом использована для нужд религии, превратившись на полторы тысячи лет в служанку богословия. В римской цивилизации философия теряет свою теоретическую мощь, становясь преимущественно практической мудростью, что лишает ее главного достоинства — разумного поиска истины. Стараясь быть прежде всего полезной, философия исчерпывает себя. / • Искусство Древнего Рима В подтверждение идеи неравномерного, пульсирующего развития культуры американский теоретик истории культуры Алфред Кребер пишет: «Такой тип конфигурации представляет нам латинская культура. Она получает первый, предварительный импульс под прямым воздействием греков, характеризующийся ярким драматическим мастерством. Он приходится на период до и после 200 г. до н. э., скажем, на 240—120 гг. Далее следует полувековой промежуток низкого уровня развития. Затем с 70 г. до н. э. до 10 г. н. э. — пик развития, достигающий апогея в творчестве Вергилия, — это годы распада Республики и начала правления Августа. Поздние годы его правления и последующие несколько десятилетий, с 10 до 50 г. н. э., опять относительно бесплодны... Далее, со времен Нерона до правления Трояна — скажем, с 50 до 120 г., — вновь создается качественная литература»1. Эти три импульса Кребер называет ранним, золотым и серебряным. Золотой век римского искусства (I в. до н. э. — начало Г в. н. э.) — это век Лукреция, Катулла (87/84 до н. э. — ок. 54 до н. э.), Вергилия (70—19 до н. э.), Горация (65-8 до н. э.), Овидия (43 до н. э. — 17/18 н. э.). Катулл был первым латинским лирическим поэтом, его дело продолжил Гораций сатирами и одами. «Памятник» Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 470.
|