Искусство Древнего Рима
некоторые из которых сохранились до наших дней. В центре итальянской столицы и сегодня стоит Колизей — самый большой амфитеатр Древнего Рима на 56 тыс. зрителей, наблюдавших бои
гладиаторов, травлю диких зверей... Наиболее значительным представителем римской архитектуры Аполлодором Дамасским в 25 г. н. э. построено крупнейшее сооружение римского зодчества — Пантеон (храм во имя всех богов). Диаметр его купола 43,2 м не имеет себе равных во всей античной архитектуре. В архитектуре, пишет Данилевский, где «римляне своей аркой и куполом осмелились быть самобытными, они создали Колизей и Пантеон, стоящие наравне с лучшими произведениями греческого искусства»1. В эпоху заката Рима, когда доминировал лозунг «Хлеба и зре , ми и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиа- | место, а соревнования атлетов и музыкальные состязания были не j более, чем данью греческой моде. «Гибель Рима проистекала не от i' силы варваров, а от ослабления духовных основ империи и антич- t ной культуры. Гладиатор не заменил бы трагического актера, если | бы не был утрачен смысл трагедии»2. I Из римских ученых отметим жившего в Александрии Птолемея [, Клавдия (ок. 100—178 н. э.), которому мы обязаны геоцентрической f системой мира; отца алгебры Диофанта Александрийского (III в.) | и Плиния Старшего (23—78 н. э.), который в своей «Естественной I истории» собрал выписки по естествознанию из всех предшест-(' вующих учений античности. Пергамский врач Гален (II в. н. э.), | продолживший дело Гиппократа, пользовался огромным автори-J тетом в Европе вплоть до Нового времени. | Военное искусство римлян совершенствовалось, а культура де- I градировала. Обо всей греко-римской цивилизации Тойнби заме-} чает: «Остановка или замедление роста эллинистической цивили- I i Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 96. ^ 2 Вейдле В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры $ XX века. М., 1991. С. 277. I 149 Культурология в вопросах и ответах зации неизменно сопровождалось развитием эллинистического военного искусства»1. В Древнем Риме цивилизация вышла за экологически допустимые пределы. «Чем сложнее процессы урбанизации, тем отчетливее освобождение от естественных ограничений; чем более высокоразвитым как независимая единица становится город, тем более пагубно его влияние на окружающую территорию», — пишет американский философ XX в. Льюис Мэмфорд2. Но не вырождение, проистекающее из длительного мира, не переедание, не действие сильных эпидемий и неконтролируемое и прогрессирующее истощение почвы, а вместе с ним крах сельского хозяйства — основы римской экономики — стали причиной гибели империи, а катастрофа культурная. Христианство победило Древний Рим. В римской культуре совершается переход от философии к религии. Религия возникла в недрах иной культуры, но римляне, восприняв ее, способствовали ее распространению среди покоренных народов, а затем, погибнув под ударами варварских времен, захватили их ею. Именно Римская империя дала возможность христианству стать первой поистине мировой религией. Возможно причиной гибели типа культуры служит внедрение в него новой отрасли, которую он не в силах «переварить». Это соответствует гибели экосистемы, когда в ней появляется чуждый ей вид. Если это так, то победа христианства в римской культуре и была главной причиной распада могущественной империи. «Принятие эллинистическим миром христианства положило конец эллинистической цивилизации»3. Физически Рим захватил Иудею. Духовно Иудея после этого завоевания покорила Рим, да так, что вся его культурная система оказалась разрушенной, что и предопределило распад империи. О • Религия как мировая культурная система Слово «религия» происходит от лат. religio — «благочестие, святыня, связь». «Религия — это тот образ, каким человек чувствует себя духовно связанным с невидимым миром или с не-миром»4. 1 Тойнби А. Постижение истории. М, 1991. С. 230. 2 Цит. по: Смит Р.Л. Наш дом планета Земля. М., 1982. С. 172. 3 Тойнби А. Указ. соч. С. 574. 4 Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С. 7.
|