Искусство Древней Греции
и насчитывающий несколько сотен помещений. Но самым замечательным архитектурным памятником Древней Греции считается Афинский акрополь, построенный в V в. до н. э, под общим руководством скульптора Фидия (500/490 — ок. 431 до н. э.), с Парфеноном, который часто фигурирует в качестве символа культуры. В это же столетие творил знаменитый автор «Дискобола» Мирон, а из IV в. до н. э. наиболее известен скульптор Пракситель. Греческая скульптура наравне с философией и трагедией принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Алтарь на Делосе, устроенный, по преданию, самим Аполлоном из рогов диких коз, убитых Артемидой, причислялся к семи чудесам света. Древней Греции мы обязаны названиями нескольких наук. Перу греческого ученого Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) принадлежит книга «География», в которой он описал природу и дал сведения о народах, живущих в различных странах, и об их истории. Надо иметь в виду, что называемое греками наукой сильно отличалось от наук Нового времени. Греческая наука опиралась на обыденный, а не на экспериментальный опыт, и это не столь сказывалось на описательных науках типа географии, но имело принципиальное значение, когда речь шла о физике, астрономии и других дисциплинах, претендующих на статус теоретических. Точнее сказать, в Древней Греции зарождались рациональные предпосылки создания наук, но им далеко до того эмпирико-теоретического синтеза, с началом которого можно говорить о становлении науки в современном понимании. К таким научным и образовательным центрам, как Академия Платона и Ликей Аристотеля, во времена эллинизма добавился Мусей (букв, «святыня муз») в Александрии, совмещавший в себе научное учреждение, университет и библиотеку, количество книг в которой достигало 700 тыс. Древнегреческая математика зародилась в школе Пифагора, а «Начала» Евклида представляют собой классический образец геометрии. В греческой цивилизации, согласно немецкому философу и историку XX в. Освальду Шпенглеру, нет времени, как оно существует в Египте, Вавилоне, Западной Европе. В качестве примера он ссылается на евклидову геометрию и математику. Величайший математик древности Архимед (ок. 287—212 до н. э.) определил число «пи» и заложил основы механики. Окружность Земли первым вычислил Эратосфен (ок. 276—194 до н. э.), который был одним из руководителей Александрийской библиотеки. Мы пользуемся введенной им системой меридианов и параллелей. Все трое представители Александрийской математической школы. Культурология в вопросах и ответах В эллинистический период в Александрии построен маяк Фа-рос, который причислен к семи чудесам света; появился первый зоологический сад. Древняя Греция славилась своим ораторским искусством (достаточно вспомнить Демосфена и его речи против Филиппа — «филиппики») и риторикой — наукой об умении правильно говорить. Даже спорт в Древней Греции был рационален и введен в циви-лизационные рамки. Греция — родина Олимпийских игр, которые проводились раз в четыре года начиная с 776 г. до н. э., пока их в 394 г. до н. э. не запретил римский император Феодосии I как несовместимые с христианством. Учредил Олимпийские игры, по преданию, Геракл, и на время соревнований во всей Греции объявлялся мир. Физическому развитию в Древней Греции уделялось большое внимание. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия», потому что в древнегреческих учебных заведениях — гимнасиях не только изучали науки, но и занимались физическими упражнениями на различных снарядах, уделяя этому по несколько часов в день. Поговорка «в здоровом теле — здоровый дух» пришла к нам из Древней Греции. Одежда древних греков отличалась простотой и рациональностью. Они носили хитон, плаш — гиматий и сандалии, а во время путешествий надевали плаш — хламиду. Э • Мифология Древнего Рима Рим — вторая великая морская цивилизация, ее размеры поражают воображение. Основанный, по преданию, Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., Рим к IV в. до н. э. захватил всю территорию Италии, а с середины III по середину II в. до н. э. в Пунических войнах сокрушил Карфаген. Во II в. до н. э. Рим захватил Грецию; в I в. до н. э. — Египет, Иудею, Галлию, часть Британии. В середине I в. до н. э, единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается приемный сын Цезаря Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу в г. Визант на берегу Боспора, которому дает название Константинополь. В конце IV в. Римская империя делится на Западную и Восточную, получившую название Византии. В 410 г. варвары впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование. Мифология Древнего Рима Важным этапом римской экспансии было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой отныне стали римляне. Потерявшие независимость греки покорили Рим своей мифологией и философией и тем самым одержали культурную победу, «Греческая философия уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Преподавание все шло на греческом языке. Блистательнейшая победа Греции была одержана ее педагогами и профессорами»1. Когда римляне покорили Малую Азию, на территории Римской империи стал распространятся культ персидского бога Митры. После захвата Египта в Риме получили известность египетские боги. Захват Иудеи привел в конечном счете к торжеству христианства в Римской империи и во всей Европе. Странствующий немецкий поэт XIII в. Фрейдам объяснил это так: Владык великих древний Рим Поработил мечом своим, Но за неправду осужден Принять поверженных закон. Строгий и практичный стиль римской цивилизации соответствовал задаче, которую она выполняла, — расширение ареала греческой и других культур, их перенесение на громадные расстояния и массы. Рим можно назвать первой цивилизацией, которая пыталась создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, где уже существовало несколько достаточно развитых культур (новый момент.'). Этому помогало отсутствие у римской культуры собственной целостности, которая могла бы противостоять другим культурам. Она впитывала в себя и духовно подчинялась культурам покоренных народов, придавая им свою специфику. В гигантском котле варились многие культуры. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций — египетскую, ближневосточные, еврейскую. Это потребовало бес-рецедентной культурной работы. Начиная со II в. н. э. после за-оевания Греции эту роль выполняла греческая мифология и фи-ософия, в новую эру она перешла к христианству, ставшему ми-овой религией. Сама же римская культура участвовала в этом Интезе искусством в лице Овидия, создавшего в своих «Метамор- Ренан Э. Марк Аврелий и конец ангичного мира. М., 1991. С. 2§. Культурология в вопросах и ответах фозах» единую художественную картину мира, и философией в лице римских стоиков, создавших единый этос. Римская культура — прообраз мировой культуры, позволяющий сделать вывод, что это возможно. Правда, Римская империя объединила не весь мир, но можно представить, что было бы, если бы римляне захватили Индию и Китай. Итак, в римской культуре произошел первый в истории синтез, повлиявший на последующее развитие культуры (достаточно вспомнить, что христианство пришло в Европу из Рима, а мусульманство было бы невозможно без христианства). Три великих историка Древнего Рима — Тит Ливии (59 до н. э. — 17 н. э.), Тацит (ок. 58 — ок. 117 н. э.) и Плутарх (ок. 46 — ок. 127 н. э.) — грек, прославившийся сравнительными биографиями исторических деятелей. Титу Ливию, написавшему «Историю Рима от основания города» и относящемуся к «золотому веку» древнеримской литературы, мы обязаны сведениями о мифологии Древнего Рима. Первичные мифы римской цивилизации, например миф о выкармливании волчицей двух братьев — основателей Рима, мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливии пишет, что первым культом, учрежденным на римской земле Ро-мулом, был культ Геркулеса (Геракла), так как Ромул был ревностным почитателем бессмертия, порожденного доблестью. Для древнейшего периода римской истории характерен культ семейно-ро-довых духов-покровителей — богини домашнего очага Весты, пенатов и ларов. Еще один исконно римский бог — двуликий Янус. После завоевания Греции происходит отождествление римских богов с греческими и перенимание структуры греческого пантеона: Сатурн отождествляется с Кроносом, Юпитер — с Зевсом, Марс — с Аресом, а взятые от греков боги приобретают новые имена: Афина называется Минервой, Афродита — Венерой, Посейдон — Нептуном, Гера — Юноной, Гермес — Меркурием. Ежегодно в Риме в декабре устраивались празднества — сатурналии — в честь бога Сатурна — покровителя земледелия. Торжество сопровождалось карнавалом, во время которого стирались сословные различия, а также пиршествами; бедным гражданам раз-давали деньги, друг другу делали подарки. Поэт Овидий в «Метаморфозах» повторяет в расширенном варианте «Теогонию» Тесиода. Он попытался собрать воедино все предшествующие знания — от первобытного хаоса до системы Пифагора — и соединил мифы, научные и исторические сведения в художественую картину мира, где все находится в процессе изме-
|