Студопедия — Искусство Древнего Рима. Горация, вольно переведенный Пушкиным как вознесшийся выше Александрийского столпа в Петербурге, в оригинале — выше пира­мид
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Древнего Рима. Горация, вольно переведенный Пушкиным как вознесшийся выше Александрийского столпа в Петербурге, в оригинале — выше пира­мид






Горация, вольно переведенный Пушкиным как вознесшийся выше Александрийского столпа в Петербурге, в оригинале — выше пира­мид, не сокрушимых ни природой, ни временем. «Лучшая часть меня, — писал Гораций, — избежит похорон». Мотив бессмертия поэта {в широком смысле творца культуры) прозвучал у Горация с непревзойденной силой и породил много подражаний. В этом же стихотворении Гораций откровенно признается в своем собствен­ном следовании образцам греческой поэзии. «Встав из ничтожест­ва, пердым я приобщил песню Эолии к италийским стихам»1. Го­рацию принадлежит и выражение «Молчат» из стихотворения «К римскому народу», использованное Карамзиным и Пушкиным, вспомним «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Создание единой античной художественной картины мира продолжил Вергилий, принявший в «Энеиде» за отправную точку то, чем закончил «Илиаду» Гомер, — победу греков над троянцами. Часть жителей Илиона во главе с Энеем, сыном троянского царя Приама, спасается от гибели и по морю добирается до Италии. По­роднившись с тамошним населением, они дают начало новой ци­вилизации. Таким образом Вергилий рассказал в художественной форме о переходе от греческой к римской культуре. Затем Овидий обобщил достижения античной культуры. Его «Метаморфозы» — собрание мифов, отражающее жизнь Римской империи. Встречаем и «Метаморфозах» и древнее мистическое понимание природы с ее сверхъестественной составляющей. Например, миф о нимфе Эхо, которая от несчастной любви к Нарциссу сохнет, «и одни остались лишь голос да кости. Голос живет; говорят, что кости каменьями стали»2. Образ самого Нарцисса интересен не только в плане кри­тики эгоизма, айв том смысле, что художник любит образы, кото­рые создает, и в этом сам немного Нарцисс. Шекспировский сю­жет «Ромео и Джульетты» уже присутствует у Овидия в рассказе о влюбленных Пираме и Фисбе. Пирам, договорившись встретиться ночью с Фисбой, увидев ее обагренную кровью накидку, думает, что ее растерзал лев, и вонзает в себя кинжал, что позже делает и заставшая его мертвым Фисба. История любви Циклопа к нимфе Галатее, рассказанная Овидием, много позже задаст, видоизме­нившись, сюжет русской сказки «Аленький цветочек».

У Овидия в «Метаморфозах» величие сочетается с наслаждени­ем. Затем величия становится все меньше, а наслаждения, точнее,

1 Хрестоматия по истории Древнего мира. С. 262—263.

2 Публий Овидий Назон. Собр. соч. Спб., 1994. Т. II. С. 65.


Культурология в вопросах и ответах

стремления к нему, все больше. Вот яркий пример подмены: Эпи­кур, признававший самыми ценными душевные наслаждения, и римские эпикурейцы, для которых главным стало наслаждение те­лесное.

К Серебряному веку принадлежат историк Тацит (55—120), сатирик Ювенал (ок. 60-127), автор эпиграмм Марциал (ок. 40— ок. 104). Наконец, выделяют Бронзовый век, начавшийся с прав­ления императора Адриана (117—139), в это время жил прославив­шийся биографиями двенадцати римских цезарей Светоний (ок. 70- ок. 140). Литературу народов, покоренных Римом, счита­ют древнеримской. Поэтому сюда попали и сочинения древнегре­ческих поэтов и писателей эпохи эллинизма, например Лукиана (120—185), историка Плутарха (ок. 46— ок. 126) и др.

Постепенно в художественной литературе начинает преобла­дать сатирический жанр: не только Ювенал и Марциал, но и Луки-ан, Апулей, Петроний. Великое оборачивается смешным по мере упадка самой Римской империи. Именно в Древнем Риме появля­ется настоящая в полном смысле слова сатира. Как философия кончилась скепсисом, так искусство — сатирой, и точку поставил Лукиан. Несколько смертельных ран богам нанес Овидий, но Лу-киан откровенно их третирует. На его «собрании богов» Мом гово­рит, что люди презирают богов из-за того, что среди них есть лег­комысленный Дионис с Силеном и сатирами. Обвиняется сам Зевс за то, что обратил свой взор на смертных женщин. «Чем больше нас стало, тем сильнее увеличиваются клятвопреступления и свя­тотатства, и справедливо поступают люди, что нас презирают», — заключает Мом!. Римляне дискредитировали богов, которых поза­имствовали у греков, и приход новой религии стал неизбежен. Удар по античным представлениям был нанесен с двух сторон — и философией, и искусством. Боги, над которыми можно смеяться, уже не вызывают уважения.

Древнейшее произведение изобразительного искусства Рима — знаменитая бронзовая капитолийская волчица, по преданию, вскормившая Ромула и Рема и ставшая символом Вечного города. От Древнего Рима дошла и скульптура Венеры Милосской, най­денная на острове Милос.

Римляне были большими любителями устраивать празднества по случаю побед полководцев — доказательство воинственности духа. Победы отмечались строительством триумфальных арок,

Лукиан. Избранная проза. М., 1991. С. 269.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия