Студопедия — Христианские мученики и торжество христианства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христианские мученики и торжество христианства






Христианское мученичество - отсвет добровольной жертвы Христа - вступило в бой с античной философией и Римской им­перией. «Вера, энтузиазм, стойкость первого христианского поко­ления объясняются только предположением, что все движение бы­ло обязано своим происхождением личности колоссальных разме­ров»2. Радость, с которой христиане принимали мутения и даже сами стремились к ним, объясняется просто: они хотели повторить главное деяние Христа, заключавшееся в его жертве В свете ска­занного настроенность христиан на мучения, а затем когда их пе­рестали преследовать, на аскетизм и самоистязание есть лишь про­должение той модели поведения, которую с таким успехом проде­монстрировал Иисус, и попытка тем самым приблизиться к последним временам, дарующим жизнь вечную.

Сам Христос сказал, что признаком его пришествия и конца века будет наступление времен, когда «будут предавать вас на му­чения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Ев. от Матф. 24:9). Здесь вступал в действие принцип «чем хуже, тем лучше»: чем больше будут мучить и убивать христи­ан, тем скорее наступит.Царство Божие на Земле. Христиане как бы сами нарывались на неприятности и провоцировали гонения на них. Ренан отмечал, что всем культам, которые были терпимы к другим, жилось очень свободно в империи; причина же исключи­тельного положения христианства и, ранее его, иудаизма заключа­лась в их нетерпимости.

1 Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1990. С. 78.

2 Там же. С. 287.


Культурология в вопросах и ответах

Христиане действовали по завету: «И не бойтесь убивающих те­ло, души же не могущих убить» (Ев. от Матф. 10:28). Были случаи массового стремления к мученичеству. «Когда проконсул Азии, Арий Антонин, приказал однажды принять суровые меры против нескольких христиан, то в его судилище явилась вся масса христи­ан города с требованием подвергнуть их участи единоверцев, обре­ченных на мученичество. Взбешенный Арий Антонин приказал казнить немногих, а остальных прогнал со словами: «Убирайтесь вон, несчастные! Если вам так хочется умереть, у вас есть пропас­ти, есть веревки»'. Все пресвитеры отговаривали верных произ­вольно выступать на мученичество, но нельзя было ничего поде­лать с людьми, видевшими в приговоре высшее торжество.

Многое не нравилось в христианах, но перед мужественным их мученичеством преклонялись. Ранние христиане выполняли то, что, как признавалась Жанна д'Арк, повторяли ей божественные голоса: «Терпи и покоряйся, не страшась мученической кончины, ибо через нее войдешь в царствие небесное»2. Святой не тот, кто хорошо говорит или пишет, а тот, кто поступает в соответствии с тем, что говорит и пишет, и ради утверждения идеалов не убивает других, а жертвует собственной жизнью. Так и поступали христи­анские мученики, доказывая своей кровью жизненность церкви.

В культурной борьбе между рабами и их хозяевами «победили рабы и боги рабов»3. И здесь победил слабевший, но уже во внут­ренней, а не внешней борьбе. Причина гибели римской цивилиза­ции не столько в силе завоевателей, сколько в ее внутреннем ос­лаблении — в том числе ослаблении ее мифологических и фило­софских культурных основ — в борьбе против нового феномена — христианской религии.

«Иисус создал в человечестве религию, как Сократ создал в нем философию»4. Религия победила философскую цивилизацию Ри­ма и похоронила ее. Древний мир закончился. Возникшая затем в том же месте религиозная цивилизация была совсем иной. Чтобы вспомнить ту, понадобилось Возрождение. «Не приди христианст­во, Рим полностью захватил бы Европу, а штормовая волна гуннов

1 Ренан Э. Марк Аврелий. С. 40-41.

2 Твен М. Личные воспоминания о Жанне л'Арк сьера Луи де Конта, ее
пажа и секретаря. СПб., 1993. С. 346.

3 ТойнбиЛ. Указ. соч. С. 168.

4 Ренан Э. Жизнь Иисуса. С. 286.


Мифология и религия средневековой Европы

разбилась бы об его легионы. Рим был сломлен христианством, а не германцами и гуннами»1. Победила новая культура, не жалев­шая себя.

Христианство боролось против рационального знания, как де­монстрирует притча об изгнании из рая. Человек должен просто иметь страх Божий и выполнять волю Бога, не полагаясь на свой слабый разум. Такое отношение к рациональному определяется «маятником культуры»: люди устали от интеллекта, всегда находя­щегося в противоречии с чувствами, и устремились к вере.

Подобно Будде, критиковавшему кастовый строй Древней Ин­дии, христианство провозгласило, что нет ни иудея, ни эллина, и этим привлекло к себе весь мир, став мировой религией. Именно религиозное учение впервые в истории человечества смогло выйти на мировой уровень. Степень объединения людей была достаточна для этого, т. е. социальная предпосылка налицо. Религия не столь рациональна, как философия, и поэтому могла проникнуть к наро­дам, которые в целом не поднялись до рационального уровня, по­зволяющего воспринять философию. То же потом помешает нау­ке. Достичь всемирного уровня смогут только идеологии, которых, как и мировых религий, три.

В 325 г. император Константин объявляет христианство госу­дарственной религией. В том же году созван для решения геологи­ческих вопросов Первый Вселенский собор. В 395 г. по указу Фео­досия Великого закрываются все языческие храмы на территории Римской империи. Библия объявляется Священным писанием, в котором все — истина, не нуждающаяся в доказательствах. Появ­ляются священники и монахи, принимающие обет безбрачия.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия