Студопедия — Мифология и религия средневековой Европы. КXI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христиан­ство и подчинилась духовной власти римского папы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология и религия средневековой Европы. КXI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христиан­ство и подчинилась духовной власти римского папы






К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христиан­ство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование — варвары победили Рим, но взяли хри­стианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.

Западноевропейская культура Средних веков принадлежит к религиозному типу культур с доминирующим институтом католи­ческой церкви. Религиозный тип культуры, считает Д. Фейблман, всегда играл запрещающую или ограничивающую роль в культур­ном прогрессе и был консервативен.

Большое значение в религиозной жизни Европы имели воен­но-монашеские ордена, из которых наиболее значительными были орден францисканцев, основанный христианским проповедником Франциском Ассизским (1181/2—1226), орден доминиканцев, осно­ванный испанским монахом св. Домиником в 1215 г., и орден бене­диктинцев, основанный св. Бенедиктом (V—VI вв.). Монашество вдохновлялось борьбой духа с плотью как источником греха. «Голос плоти ослепляет дух», — говорил папа Григорий Великий.

Большое значение приобретает слово («В начале было Слово»). Христианский теолог Августин Блаженный подчеркивает: все соз­дается Словом. Здесь не только платонизм Августина, но и мисти­ка тождества слова и вещи. Проповедь делается средством образо­вания и видом литературного творчества. Бурно развивается жанр жития святых, зародившийся еще в Древнем Риме; сначала корот­кие рассказы об отдельных эпизодах их жизни, затем все более пространные. Важное место в христианской литературе заняли также апокрифы — книги, описывающие жизнь и смерть Иисуса Христа, апостолов и других персонажей Священной истории, не включенные Вселенскими соборами в состав Нового завета.

За тысячу лет христианства многое в церкви изменилось. Для борьбы с ересями и еретиками в XIII в. была учреждена инквизиция (священный трибунал), деятельность которого достигла кульмина­ции к началу эпохи Возрождения. Инквизиция устроила самую на­стоящую охоту на ведьм (выражение стало крылатым), в число ко­торых попадали не только подозреваемые в общении с нечистой силой, но и ученые. Именно преследование науки привело к ее по­беде над религией.

В начале XV в. начинается протестантское движение, один из первых представителей которого Ян Гус сожжен на костре в 1415 г. Церковь шла по пути мирского величия и помпезности, а для этого необходимы деньги и власть. Улучшению материального положе­ния служили индульгенции и крестовые походы, а для обеспечения власти потребовалась инквизиция.


Культурология в вопросах И ответах



Культурология в вопросах и ответах

В 1503 г. умирает папа Александр VI (с 1492 г.), при котором в Ватикане царил самый настоящий разврат, подобный которому трудно найти и в языческие времена, а в 1517 г. Мартин Лютер прибивает к дверям церкви лист с 95 тезисами, положившими на­чало Реформации. Величайшая подмена расколола церковь и при­вела к потере ею господствующего положения в культуре. Лютер выступил с требованием проведения богослужений на националь­ных языках и перевода на них Библии, отказа от икон, мошей, та­инства священства, брака... Вслед за лютеранством в Германии воз­никают кальвинизм в Швейцарии, англиканство в Англии, гугенот-ство во Франции. В ответ католичество создает орден иезуитов, «индекс запрещенных книг» и усиливает деятельность инквизиции.

В эту эпоху, о которой Микеланджело сказал:

Молчи, прошу, не смей меня будить, О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать — удел завидный... Отрадно спать, отрадней камнем быть, —

и происходит Возрождение.

Древняя культура помогла подняться и преодолеть кризис культуре средневековой.

Проиграло же католичество потому, что отказалось в стремле­нии захватить и распространить свою власть над миром от того по­ведения Христа, которое привело церковь на вершину. Культура побеждает далеким от мирских путей способом. Разница между Христом и христианством Средних веков такая же, как между рас­пятием и сжиганием, гибелью на кресте и крестовыми походами, мучениями первохристиан и инквизицией. Религия возвышалась, когда название «христиане» было уничижительным, и она стала падать, когда это слово стало сочетаться с гордыней.

Главный отрицательный момент в деятельности церкви, по Тойнби, — ее воинственность. Церковь начала бороться за власть не только в сфере культуры, но и в жизни (как позже идеология), и это вело к ее духовной деградации и готовило Возрождение.

Авторитет церкви подорвала торговля индульгенциями, по­средством которых она обменивала грехи на деньги и богатела в грешном мире.

Тертуллиан писал во II в.: «Дело божье ценой золота не прода­ется. Если же есть у нас сокровища, то приобретаем мы их не путем торговли верой»1. Но с XI в. церковь отпускала грехи за деньги, Это

Хрестоматия по истории Древнего мира. С. 281.


Мифология и религия средневековой Европы

было отступлением от принципов, подменой. Индульгенции дава­лись также за личное участие в строительстве храмов, крестовых походах и другие богоугодные дела.

Иезуиты, признав, что «цель оправдывает средства», не гнуша­лись ничем вплоть до пыток и казней. Религия мучеников превра­тилась в религию мучителей, преследующих неверных, отступни­ков, сектантов, что не могло остаться незаметным и безнаказан­ным.

С крестовых походов начался кризис религии, который в XV в. при Борджиа достиг апогея. Папа Борджиа и Савонарола — два обрыва пропасти, в которую провалилась религия.

Церковь потеряла лидирующую роль, потому что оставила завет Христа и попыталась победить насилием, что невозможно в культуре. «Поднявший меч от меча и погибнет». Крестовые походы не послужили славе христовой. Но более всего костры! «Не наси­лием посеяно христианство в мире; не насилием, а побеждая вся­кое насилие, возросло оно. Поэтому не насилием должно быть ох­раняемо оно, и горе тем, которые хотят силу Христову защищать бессилием человеческого орудия! Вера есть дело духовной свободы и не терпит принуждения; вера же истинная побеждает мир, а не просит меча мирского для торжества своего», — писал А.С. Хомя­ков в послании «К сербам»1. Религия не выдержала искушения властью и использовала силу в инквизиции и возможность обога­щения в индульгенциях. Но энергия жертвы еще сохранялась и породила Реформацию.

На вершине могущества католической церкви, когда, казалось, все подчинилось ей, внутри нее возник протест, который привел к ее крушению. Отрасль культуры гибнет на вершине власти и на­силия. В церкви произошла подмена, и живой дух ушел из нее, час­тично в протестантизм, который был рационализацией религии, отсекшей ее мистические и мифологические части, а частично в науку, которая приняла знамя культуры. Христианские подвижни­ки пытались бороться с духовным регрессом — Ян Гус, Франциск Ассизский, Д. Савонарола, — но выяснилось, что их усилий недос­таточно, и тогда внутренняя борьба перешла во внешнюю. К про­тестантам присоединились представители других отраслей культу­ры. Их общими усилиями католицизм был сброшен с пьедестала. «Религия, несомненно, оказала человеческой культуре великую Услугу, сделала для усмирения асоциальных влечений много, но

Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988. С. 348.


Культурология в вопросах и ответах

недостаточно. На протяжении многих тысячелетий она правила человеческим обществом; у нее было время показать, на что она способна. Если бы ей удалось облагодетельствовать, утешить, примирить с жизнью, сделать носителями культуры большинство людей, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующих обстоятельств»1. С триумфом христианства нача­лась подмена его ценностей, которая достигла апогея к XVI в. и по­требовала Возрождения, которое можно понимать как попытку ис­кусства и философии, напитавшись соками античности, занять лидирующее положение в культуре. Христианство применило фи­зическую силу в борьбе с его идеалами и тем более ослабило себя. Свято место пусто не бывает. Когда церковь стала ослабевать, на место лидера в эпоху Возрождения претендовали искусство и фи­лософия, но победила новая отрасль — наука, — и это дало им­пульс западной цивилизации Нового времени.

• Философия средневековой Европы

Чтобы прояснить различия между философией и религией, сравним проповедь Христа со спорами Сократа. Главный тезис Сократа — «Познай самого себя». Знание для Сократа тождествен­но добродетели, поэтому самопознание автоматически ведет к пра­ведности. Последующие античные философы отказались от данно­го тождества, а христианство началось с противопоставления разу­ма и добродетели. Нравственная цель Христа та же, что у Сократа, — праведная жизнь, но пути ее достижения различны: в одном случае познание человека, в другом — познание Бога.

По мере универсализации христианства перед его проповедни­ками вставало все больше проблем, разрешить которые было нель­зя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанно­му в языческие времена, в том числе в античной философии. С ук­реплением главенствующей роли христианства (особенно с III в.) связь религиозных споров с философией становится все более за­метной, и уже в IV в. философия используется в качестве основы для построения теологической системы Августином Блаженным (351-430). Борьба заканчивается усваиванием. Находясь под влия­нием Платона, Августин трансформировал его представление о

1 3. Фрейд. Сумерки богов. М.. 1989. С. 125.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 593. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия