Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство средневековой Европы





образом, синтез имел место в эпоху Возрождения не только в ис­кусстве (Данте), в философии (Фома Аквинский), но и в зарож­дающейся науке. Эпоху Возрождения в целом можно назвать син­тетической.

• Искусство средневековой Европы

В средневековом эпосе в отличие от античного меньшее значе­ние имеют боги и большее — люди. Эпос все дальше отходит от ми­фа, приближаясь к роману. Этому способствовало господство в культуре религии, которая разделяет божественное и человеческое. Христианский бог выше по отношению к человеку, чем языче­ский, и взаимодействие его с человеком менее ощутимо, что отра­жается в литературе.

Французский поэт Пьер де Ронсар (1524—1585) так выразил от­личие богов от людей:

С богами есть у нас

Всего одно, но веское различье.

Не быть тебе, мой друг, счастливым вечно

И вечно молодым,

Мы таем, словно дым,

А жизнь богов светла и бесконечна.

Развитие литературы по цепочке миф -> эпос -» роман, по-ви­димому, является характерной чертой любой продвинувшейся ци­вилизации. Если этому что-то препятствует, то развитие заканчи­вается на стадии мифа или эпоса. Говоря шире, все культуры про­ходят одни и те же этапы: мистические представления -» мифы -> эпос -> светское искусство.

Европейский эпос делится на героический, в котором превали­руют сказания о подвигах героя {«Песнь о нибелунгах»), и куртуаз­ный, в котором главное — любовные отношения, основывающиеся на рыцарском идеале Прекрасной Дамы («Тристан и Изольда»). Куртуазный эпос появляется позже героического, в нем преобла­дают межчеловеческие отношения, а значение богов становится Меньше, и в этом смысле куртуазный эпос является переходным от эпоса к лирике как одной из форм светского искусства.

Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде» датируется серединой XII в. Его герой — реальная личность, участвовавшая в Национально-освободительной борьбе против арабских завоевате­лей (продолжалась с VIII по XV в.). В основе древнейшего фран-


Культурология в вопросах и ответах

цузского героического эпоса «Песнь о Роланде» (первая рукопись относится к XII в.) лежит факт похода Карла Великого в Испанию в 778 г. для борьбы с арабами. Роланд — лицо историческое, но, как обычно, в героическом эпосе его описание далеко от реально­сти. В Англии с V в. известны легенды о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола как пример рыцарского братства.

Существовало и такое своеобразное явление, как поэзия ваган-тов — бродячего племени средневековых студентов. Сборник вагантской поэзии «Кармина Бурана» (начало XIII в.) положен на музыку современным немецким композитором К. Орфом. Были в Европе странствующие певцы и музыканты — трубадуры и минне­зингеры (от «миннезанг» — жанр немецкой средневековой рыцар­ской лирики). От героического эпоса путь ведет к Данте, от курту­азного — к Петрарке, жившему в XIV в. Самый знаменитый лири­ческий поэт XV в. — Вийон, XVI в. — Ронсар. «Отец английской поэзии» Дж. Чосер(ок. 1340—1400) напоминает своими «Кентербе-рийскими рассказами» более известный «Декамерон» Дж. Боккач-но (1313-1375). Появление лирики в эпоху Возрождения законо­мерно, так как интерес к личности касался ее чувств, в том числе личных переживаний поэта.

Продолжает эпоха Возрождения и эпическую линию. Но Т. Тассо (1544-1595) в поэме «Освобожденный Иерусалим» как поэта Возрождения интересует не столько поход крестоносцев и взятие ими Иерусалима, сколько чувства рыцаря Танкреда, убив­шего любимую им сарацинскую воительницу Клоринду. Пережи­вания личности выступают на первый план, оттесняя героическую тему. То же самое характерно для поэмы Л. Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд», где описывается несчастная любовь рыцаря Роланда к китайской принцессе Анжелике.

Эпос играет синтезирующую роль. ОвиДий в «Метаморфозах» осуществил синтез различных мифологий, Данте — единство мифологии и религии. Суть синтеза Петрарка выразил в таких словах:

Быть может, с речью времени былого Речь наших дней сплетет искусный труд, И люди весть до Рима донесут — Страшусь сказать! — о том, как это ново.

Последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени Данте (1265—1321) не только заимствовал идею путешествия по потустороннему миру у Вергилия, но и следовал направлению дви­жения античной мысли. Вергилий дополнил греческую мифоло-








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия