Мифология Древней Греции
богиня плодородия. Вселенная была поделена между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Аиду — подземное царство. Следующее поколение: Аполлон — бог света и искусства, Афина — богиня мудрости, Афродита — богиня красоты, Арес — бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это прикованный к Кавказской скале по приказу Зевса. От Зевса у Мнемозины — богини памяти — родилось девять муз: Урания — муза астрономии, Клио — муза истории, Каллиопа — муза эпоса, Эвтерпа — муза лирической поэзии, Полигимния — муза гимнов, Эрато — муза любовной поэзии, Терпсихора — муза танца, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. В «Теогонии» встречаем непорочное зачатие Теей Урана, нимф, Понта. Зевс рождал богов, имея, помимо жены, многочисленных любовниц, но при желании мог справиться и один, как было с Афиной, которая родилась из его головы. Боги появлялись на свет и без посторонней помощи — Афродита родилась из пены морской после оскопления Зевсом своего отца Крона. Кроме богов, есть в греческой мифологии и герои, такие, как полубог Геракл. Знаменитые 12 подвигов совершены им с целью достичь того, о чем мечтал Гильгамеш, — бессмертия. У греков сформировалось представление о Золотом веке — давно прошедшем времени, когда появились первые люди. «Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон»1. Затем наступил Серебряный век, когда люди жили до 100 лет и не воевали друг с другом; люди Медного века, напротив, любили воевать, были грубы и жестоки. Нынешние железные люди — нечестивые, злобные, несправедливые и лживые. Впрочем, не сами они во всем виноваты. Как Ева в Библии, так Пандора в греческой мифологии ответственна за человеческие неурядицы. Первая женщина, сотворенная Зевсом, из любопытства открыла сосуд, в котором заключены людские пороки, болезни и несчастья, и выпустила их на волю, отчего до сих пор страдает род человеческий. По мнению Вико, название Золотому 1 Грцнденко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. С. 196. Культурология в вопросах и ответах веку дала пшеница, что свидетельствует о том значении, которое придавалось возделыванию земель. Золотом называли и шерсть («Золотое руно»), а дальше идут золотые яблоки, золото как металл и золотые монеты. Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной ежегодно спускаться в Аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инанне. Штей-нер интерпретирует миф о Деметре как символ души и ее вечного превращения в смене рождений и смертей. Греческие боги совершали огромное количество деяний, которые копировались с человеческих поступков, что привело к «заземлению» божественного и не понравилось Платону, советовавшему правителям брать пример с египетской культуры. Этот совет оказался утопическим, и мифология.погибла, уступив место философии. Значение мистерий (элевсинских, посвященных богине Деметре и др.) постепенно сходило на нет, и вместе с тем миф покидали мистические силы, ослабляя его. Греческая мифология — самая четкая, логичная, последовательная и яркая, и поэтому не случайно именно она прорвала собственные рамки и превратилась в философию. Психея превратилась в понятие души, Афродита — в понятие любви и т. п. 4 • Искусство Древней Греции Греческая письменность возникла, по-видимому, на основе финикийской в IX — VTII вв. до н. э. Принципиальное отличие от всех предшествовавших алфавитов состоит в том, что в нем появились буквы для обозначения гласных звуков, т. е. именно греки создали законченную формальную систему письменности. Из Греции алфавит проник в Италию, Северную Европу, Малую Азию. Индию... Со II в. до н. э. греки писали на пергаменте (специально выделанной коже, изобретенной в городе Пергаме). Олицетворением творческого настроя греческой культуры служит почитание, оказываемое музам. То, что они греческого происхождения, справедливо, так как Греция — родина многих видов искусства. Один из таковых классический эпос. Мы встречаем в вавилонской культуре сказание о Гильгамеше, но там оно еще наполовину миф, сквозь который пытается пробиться художествен-
|