Мифология Древней Греции. Говоря о природе Греции, отмечают близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от моря на 100 км)
Говоря о природе Греции, отмечают близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от моря на 100 км), способствующую развитию торговли; мягкий климат, благоприятствующий произрастанию таких растений, которые не плодоносят в других местах; особый прозрачный воздух. «И вообще все блага, какие только боги посылают людям в различные времена года, все это здесь раньше всего появляется и позже всего кончается», — пишет: Ксенофонт1. Есть мрамор, необходимый для строительства и ваяния, серебряные руды и многое другое. Как природа определяет становление культуры? Есть ли связь : между прозрачным воздухом Греции и ясностью ее мысли? Может быть, ясный воздух позволяет лучше разглядеть смысл бытия? Этот вопрос еще недостаточно выяснен, но несомненно, что на развитие греческой культуры повлиял особый рациональный склад ума ее народа. Греция была богатой рабовладельческой страной. Рабы выполняли все тяжелые работы, а у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Предшественницей греческой считают крито-минойскую (или эгейскую) островную цивилизацию, существовавшую на Крите и островах Эгейского моря, которая равна по возрасту шумерской и египетской. История собственно греческой культуры начинается с приходом в Грецию с севера примерно в XXII в. до н.э племен, Которые называли себя ахейцами. Расцвет ахейской культуры приходится на XV-ХШ вв. до н. э. Эту цивилизацию называют микенской, поскольку одним из ее важнейших центров был город Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. С. 142. Культурология в вопросах и ответах Микены. В XIII в. происходит осада Трои, описанная Гомером в «Илиаде». В конце XIII в. ахейская культура погибает, по-видимому, в результате нового нашествия с севера европейских континентальных племен дорийцев. В истории греческой цивилизации имеется момент, который напоминает кульминационную точку развития цивилизации индийской: как арийцы дравидов, так дорийцы завоевали ахейцев, но переняли их более древнюю мифологическую культуру, распространив ее на большую территорию. Еще раз встречаемся с феноменом победы культуры побежденного народа, доказывающим, что эволюция культуры идет иными путями, часто противоположными путям социальной эволюции. Период расцвета древнегреческой культуры в VI—V вв. до н. э. называют классическим. Возникают философия, скульптура, драма, возводятся великие храмы, начинают проводиться Олимпийские игры. Важнейшими политическими событиями этого периода были греко-персидские войны и возникновение демократического общественного устройства. Период с IV в. до н. э. по V в. н. э. носит название эллинизма. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается захватом варварами Рима, покорившего Грецию ранее в начале II в. до н. э. Затем Греция входит в Византийскую империю до ее завоевания турками в XV в. Благодаря «отцу истории» Геродоту (490/480-43,0/422 до н. э.), который, объехав большую часть известного грекам мира, описал в своей «Истории» то, что видел и слышал, мы имеем важные сведения не только о греческой, но и о других древних культурах — египетской, ближневосточных. Другой греческий историк Фукидид (ок. 465-399 до н. э.) написал «Историю Пелопонесской войны» и считается родоначальником исторической критики. Представления греков о происхождении мира сходны с представлениями об этом других народов. Раньше всего зарождается хаос, а следом широкогрудая Гея и сумрачный Тартар, «в земных залегающий недрах глубоких», — сообщает Гесиод в поэме «Теогония», написанной в VII в. до н. э. В «Теогонии» систематизированы местные мифологии многочисленных городов-государств. Получилось четыре поколения богов. Исходная пара бог Неба Уран и его жена — богиня Земли Гея. От них происходит поколение титанов. Младший из сыновей Крон (отсюда время — хронос) и его сестра Рея порождают новое поколение богов. Наиболее известны из него Зевс, ставший верховным богом Олимпа, его жена Гера — покровительница брака, их братья Посейдон и Аид, сестра Деметра —
|