Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Zt m Становление философии в Древней Греции




Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в не­скольких точках — в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции — «началась борьба рациональности и рационально прове­ренного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущени­ем борьба против ложных образов бога»1. В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлектирующего соз­нания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, подняв­ший его над самим собой и миром. Общим было растущее осозна­ние человеком себя как индивидуальности в пределах целого.

Политическая ситуация в трех регионах была сходной: неболь­шие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление филосо­фии, но возникла она в культуре греческой. Более того, философия в отличие от мистики, искусства и мифологии не является всеоб­щей отраслью культуры, т. е. свойственна не всем народам. Мисти­цизм Востока помешал становлению философии в Индии и Китае, а греческая мифология помогла, создав набор образов, перешед­ших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наи­более четкой, последовательной и логичной мифологической сис­темы. Мотив жертвы предстал в ней особенно выпукло (вспомним Прометея). По мере роста драматизма мифы очеловечивались; не­даром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекопо­добное изображение богов подрывало веру в мифы (на что спра­ведливо указывали впоследствии христиане) и способствовало пе­реходу к философии, который совершается, когда мифология дос­тигает апогея.

Древние греки обладали наиболее рациональным складом ума из всех древних народов. Имели значение социальные условия, ко­торые находятся в соответствии с психологией и менталитетом на­рода, а именно становление демократического образа правления. В демократическом обществе, утверждал Перикл, бесполезным считается тот, «кто вовсе не участвует в государственной деятель­ности. Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правиль-

1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991. Вып. 1. С. 31.

5 Культурология в вопросах и ответах 129


Культурология в вопросах и ответах

но оценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного уяснения его речами»1. Стало быть, каждый афинянин не только имел право, но и обязан был как гражданин высказывать свое мнение о делах государства, понимая его как республику («общее достояние»), и отстаивать это мнение, рассчитывая на восприимчивость слушате­лей к рациональным доводам и не опасаясь наказания. Собствен­ное мнение надо уметь обосновывать. Эта государственная необхо­димость в демократическую эпоху требовала обращения к филосо­фии. Люди, умеющие говорить логично и красиво, выходили победителями в спорах и пользовались авторитетом.

Так родилась первая из двух философских цивилизаций — гре­ческая. Вторая — римская — много заимствовала от греческой по­сле завоевания Греции, что привело к расширению ареала фило­софии на все пространство великой Римской империи и приобще­нию к ней других народов. Заметим, что становление новой господствующей отрасли культуры произошло в цивилизации но­вого типа — морской: недаром подчеркивалась роль образа жизни населения морской торговой державы в становлении философии и общего высокого уровня культуры. Греки много сделали для создания целостной личности в том смысле, что хотели видеть таковыми всех свободных людей.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внут­ренней культурной причиной, приведшей к возникновению фило­софии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например, «Пире», где миф, во-первых, выступает в ка­честве отправной точки философствования, а во-вторых, вкачест­ве иллюстрации.

Помогла становлению философии известная предусмотритель­ность, если не хитрость Сократа, о которой пишет Ксенофонт. «Когда он сам разбирал какой-либо вопрос, то приступал к нему путем общепринятых истин, считая это основанием речи. Отто­го-то, когда он говорил, у него более всех, насколько я знаю, ока­зывалось соглашающихся слушателей. Он говорил, что и Гомер потому придал Одиссею славу надежного оратора, что тот умел вести речи путем общепризнанных истин»2. Конечно, за такими

1 Фукидид. История. II, 40.

2 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. VI, 15.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.048 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7